The Tail Wags the Dog: Netanyahu in Washington

<--

Хвост вертит собакой: Нетаньяху в Вашингтоне

Журналист Исраэль Шамир — о том, почему обострение конфликта между израильским премьером и американским президентом на руку России

Стародавний спор «собака вертит хвостом или хвост — собакой», то есть «кто рулит в тандеме США–Израиль», близок к своему разрешению. Израильский премьер Биби Нетаньяху собирается унизить американского президента в его собственной столице, прилюдно и всенародно. Планы его грандиозны: Нетаньяху пытается разжечь войну между США и Ираном, показать Обаме, кто хозяин, выиграть надвигающиеся выборы в Израиле и перебить побольше посуды.

Третьего марта Нетаньяху собирается выступить в американском конгрессе вопреки просьбе Обамы. Он желает сорвать подписание договора с Ираном, над которым столько времени радели Обама и Керри. 17 марта Нетаньяху предстоят выборы, на которых он хочет победить как человек, который смог ткнуть американского президента носом в грязь.

Никогда подобного унижения не испытывал ни один американский президент. Обама просил и уговаривал израильского премьера не приезжать. Он посылал к тому и госсекретаря Керри, и советников Сьюзен Райс, и Саманту Пауэр, и через газеты стращал своей немилостью. Вотще. Сейчас Америка ждет, что Нетаньяху положит свои рифленые ботинки на стол в Овальном кабинете Белого дома и крикнет: «Тащи кофе».

Наезд на Обаму стал возможным благодаря спикеру палаты представителей конгресса, а у того — свои расчеты. Джон Бейнер после недавней победы республиканцев на выборах в конгресс стал лидером самой большой фракции, и он рассчитывал, что Обама, лишившись поддержки в конгрессе, увянет, зачахнет и стихнет. Не тут-то было — Обама удвоил свою активность после поражения. Бейнер угрожал даже в суд на него подать. Тем временем Нетаньяху попросил Обаму его принять — такой визит ему был бы на руку перед выборами 17 марта. Но Обама и в лучшие-то времена терпеть Нетаньяху не мог и отказал ему: мол, неудобно перед выборами. Бейнер увидел оказию отомстить Обаме. Он пригласил Нетаньяху выступить перед конгрессом.

Нетаньяху дважды выступал перед конгрессом, и там его принимали овациями, которых и Леонид Брежнев в Верховном Совете не удостаивался — 30 раз стоя ему аплодировали сенаторы и конгрессмены. Но сейчас — в пику Обаме? Любой другой лидер отказался бы от чести — чтобы не бесить американского президента. Но Нетаньяху ни с кем не считается. Ему наступить на чьи-то мозоли — одно удовольствие, а намеков он не понимает. Несколько недель назад французский президент Олланд умолял израильского премьера не приезжать в Париж на демонстрацию по поводу Charlie Hebdo, но Нетаньяху пренебрег и приехал. И не только приехал, но и выступил с призывом к французским евреям эвакуироваться в Израиль, несмотря на протесты французского президента и правительства.

Сейчас этот же расклад повторяется в Америке. Хозяин просит настойчивого гостя не приезжать, но тот прет, как танк. Слова «нет» он не понимает. Обама пытался подкупить Нетаньяху — обещаниями помощи, и более того, он предложил взять полностью Израиль под охрану США («план Аллена»). Обама уговаривает членов конгресса бойкотировать визит — ничего не выходит. Для американских конгрессменов и сенаторов поддержка израильского лобби важнее поддержки американского президента — хотя бы потому, что от него исходит львиная доля средств на выборные кампании Америки.

В США представители израильского лобби политикой занимаются в охотку. Один Шелдон Адельсон, владелец сети игорных домов с состоянием $30 млрд, потратил $100 млн на избирательную кампанию против Обамы. Тратят они деньги и за республиканцев, и за демократов, а поэтому поддержка Израиля всегда была надпартийной в Америке — вплоть до этого времени. Сейчас этой надпартийности пришел конец.

В Иране крайне огорчены поездкой Нетаньяху. Они уже рассчитывали, что договорятся с Америкой и с них снимут санкции. Нетаньяху хочет торпедировать соглашение с Ираном не только по злобе, но и потому, что режим санкций позволяет Израилю не отдавать огромный долг Ирану. Долг возник еще в эпоху шаха, который построил нефтепровод в Израиле и вложил много денег в израильскую энергетику. С тех пор Израиль не отдает многомиллиардный долг Ирану. Крушение ирано-американских переговоров приведет к падению иранского президента Роухани и возвращению Ахмадинеджада или его сторонников, заядлых противников Америки. Нетаньяху это вполне устроит. Ему нравится ходить по краю Апокалипсиса.

Друзья Израиля и Америки в ужасе. Для них рушатся устои мира. Но глядя из Москвы, скорбеть не о чем. Нетаньяху — часть той силы, что творит добро, всему желая зла. Взаимоотношения между Израилем и США он в любом случае испортит. Явная демонстрация превосходства израильского премьера над американским президентом может расшатать устои Вашингтона. Иран станет близким союзником России, отказавшись от надежд на сближение с Западом. Если Нетаньяху, ставший самым ненавистным политиком для Парижа, Лондона и Вашингтона, сумеет еще и победить на выборах, ему цены не будет — он загонит американскую внешнюю политику на Ближнем Востоке в такой тупик, что она не скоро оттуда вылезет.

About this publication