Carte Blanche: Washington and Tel Aviv’s Interests in the Middle East Have Diverged

<--

КАРТ-БЛАНШ. Интересы Вашингтона и Тель-Авива на Ближнем Востоке разошлись

Трещина в американо-израильских отношениях разрастается с каждым днем

Достижение договоренности в Швейцарии по иранской ядерной программе, безусловно, окажет существенное воздействие на ситуацию на Ближнем Востоке. Уже сами переговоры «шестерки» международных посредников, пяти постоянных членов Совета Безопасности (СБ) ООН и ФРГ, с Тегераном вызвали резкое недовольство израильского правительства: премьер Биньямин Нетаньяху постоянно осуждал «такого рода сделку». Израиль активно действовал в Соединенных Штатах с тем, чтобы помешать переговорам по иранской ядерной проблеме. Основная ставка делалась на республиканцев в конгрессе США.

В связи с этим в конце февраля – начале марта в отношениях между США и его ближайшим союзником Израилем разразился большой скандал. Спикер палаты представителей республиканец Джон Бейнер в обход Белого дома направил Нетаньяху предложение выступить в конгрессе. Таким образом, республиканцы хотели прежде всего надавить на демократов. Барак Обама прореагировал весьма жестко, отказавшись принять Нетаньяху.

Помощники президента заявили, что такая линия, если она будет продолжена израильтянами, станет разрушительной для отношений между двумя государствами. Нетаньяху тем не менее выступил в конгрессе, отметив, что главной угрозой для Ближнего Востока является Иран, поэтому соглашение по ядерной программе Ирана может нанести ущерб интересам безопасности, а главное – самих США.

23 марта газета Wall Street Journal опубликовала статью, в которой утверждала, что израильтяне шпионили за участниками переговоров по иранской ядерной программе. С помощью сведений, собранных разведкой, израильтяне пытались сорвать соглашение Ирана с «шестеркой». В статье со ссылкой на источники в администрации Обамы утверждается, что Израиль вел прослушивание линии связи участников ядерных переговоров, а затем использовал секретные детали обсуждений в своей лоббистской кампании среди членов конгресса.

По словам автора статьи, Белый дом возмутила не столько разведдеятельность Израиля, сколько попытка Нетаньяху и посла Израиля в США Рона Дермера возбудить антииранские настроения в конгрессе. Надо сказать, что в какой-то степени им это удалось. 47 сенаторов направили письмо верховному лидеру Ирана, утверждая, что соглашение по иранской ядерной программе может быть отменено новым президентом США.

Как на днях заявил в интервью газете USA Today Аарон Дэвид Миллер, бывший американский представитель на ближневосточных переговорах, новое в истории с разоблачением шпионажа – политический аспект, попытка показать конгрессу и в особенности демократам, что Нетаньяху действовал неприемлемо.

Таким образом, разногласия между США и Израилем стали весьма существенными. Трещина в отношениях Вашингтона и Тель-Авива разрастается с каждым днем.

17 марта состоялись парламентские выборы в Израиле, которые Нетаньяху выиграл в значительной степени благодаря тому, что заручился поддержкой более чем полумиллиона поселенцев. Его заявление накануне голосования о том, что он отнюдь не является сторонником создания независимого Палестинского государства, обеспечило ему симпатии многих правых сил.

Вашингтон болезненно воспринял слова Нетаньяху, и президент США несколько раз подчеркнул, что подобные утверждения израильского премьера делают весьма туманными надежды на успех переговоров по урегулированию конфликта на базе создания двух государств. При этом Обама отметил, что дал указание пересмотреть позицию США по израильско-палестинскому конфликту.

Хорошо осведомленный о вашингтонской политической кухне обозреватель Дэвид Игнатиус отмечал 21 марта, что в Белом доме обсуждается целый ряд шагов. В частности, подготовка проекта резолюции СБ, в которой прописывались бы контуры государства Палестина, а также внесение в доклад конгрессу пункта об ограничении гарантий займов Израилю из-за расширения его политики поселений на Западном берегу (в 1991 году президент Джордж Буш-старший прекращал на некоторый срок действие этих гарантий по тем же причинам).

Кроме того, рассматриваются варианты отказа от возражений против намерения палестинцев внести жалобу против Израиля в Международный уголовный суд, от давления на европейских союзников, выступающих за введение санкций против Израиля, и наконец от ветирования в СБ документов, осуждающих Израиль. (Ранее Вашингтон более 40 раз применял право вето, чтобы не допустить резолюций, осуждающих действия Тель-Авива.) Примечательно, что Обама после победы Нетаньяху на выборах несколько раз весьма скептически говорил о готовности израильского лидера к реальным переговорам с палестинцами. Ясно, что американцы вносят серьезные коррективы в свою политику в регионе.

По мнению многих арабских наблюдателей, США и дальше будут демонстрировать Израилю, что их интересы на Ближнем Востоке не всегда совпадают с политикой правительства Нетаньяху. Период теснейшего сотрудничества Вашингтона и Тель-Авива, по существу, закончился. И это, конечно же, серьезно скажется на расстановке сил на Ближнем и Среднем Востоке.

About this publication