America’s Two-Family System

<--

Двухфамильная система Америки

На президентских выборах в США встретятся Клинтон и Буш

Предстоящие в 2016 году президентские выборы в США обещают стать политической дуэлью представителей двух известнейших фамилий. С одной стороны — супруга 42-го американского президента Хиллари Клинтон, с другой — младший брат 43-го и сын 41-го президентов Джеб Буш. Демократическому и республиканскому кандидатам предстоит не только опереться на традиции своих династий, но и сформулировать новую идею развития Америки после восьмилетней эпохи Барака Обамы.

Демократы уже готовы

Хотя Хиллари Клинтон, как ожидается, официально объявит о своем намерении участвовать в президентских выборах-2016 в ближайшие недели, мало кто в США сомневается: именно она станет кандидатом от демократов. Подтверждением того, что в демократическом лагере госпожа Клинтон имеет огромную фору перед другими претендентами, стало возникшее еще несколько месяцев назад движение “Ready for Hillary?” (“Готовы к Хиллари?”).

После ухода с должности госсекретаря зимой 2013 года госпожа Клинтон стала активно ездить по стране с презентацией своей книги, выступать с лекциями. По сведениям американских СМИ, на президентскую кампанию 2016 года она вполне способна собрать около $1 млрд, что на треть больше, чем избирательный фонд Барака Обамы на выборах-2012. Кроме того, по некоторым данным, Хиллари Клинтон даже продумала назначения на ключевые посты своей администрации. Ожидается, что ее предвыборный штаб возглавит бывший глава аппарата президента Клинтона и экс-советник президента Обамы Джон Подеста.

Еще один явный признак того, что именно в Хиллари Клинтон видят сегодня будущего демократического кандидата на выборах-2016,— многочисленные атаки на нее со стороны республиканцев. Нашумевшей историей последних месяцев стал скандал, получивший название email-gate: республиканцы обвинили госпожу Клинтон в том, что, занимая пост госсекретаря, она отправляла служебные письма по личной электронной почте и тем самым нарушила режим секретности.

По мнению экспертов в Вашингтоне, республиканские атаки на Хиллари Клинтон усилятся ближе к осени, когда президентская гонка начнет набирать обороты. Одним из предполагаемых ее участников от демократов также называют действующего вице-президента Джозефа Байдена. Но работа в течение восьми лет в команде президента Обамы явно невыигрышный бэкграунд для участия господина Байдена в предвыборной гонке. Другие потенциальные демократические кандидаты — бывший губернатор Мэриленда Мартин О’Мэлли, сенатор из Вермонта Берни Сандерс и бывший сенатор из Виргинии Джим Веб — также, судя по опросам, не могут составить госпоже Клинтон серьезной конкуренции.

Однако даже такое мощное оружие, как политический бренд Клинтонов, не отменяет для Хиллари Клинтон необходимости сформулировать ключевую идею своей избирательной кампании и будущего президентства. Пока эта идея находится в стадии проработки. Тем не менее предварительные выводы можно сделать уже сегодня. Во-первых, Хиллари Клинтон все чаще стала публично критиковать своего бывшего шефа Барака Обаму. Таким образом, формула “Ready for Hillary” предполагает демонтаж значительной части того наследия демократической администрации, к которому имеет прямое отношение и сама кандидат.

Во-вторых, как сообщили источники в ее окружении, Хиллари Клинтон проанализировала ошибки, допущенные в 2008 году, и будет учитывать их в ходе своей предвыборной кампании. В частности, она планирует улучшить отношения со СМИ. Кроме того, она намерена расширить электоральную базу, не замыкаясь на традиционных демократических избирателях. Сверхзадача — не просто мобилизовать “клуб поклонников Клинтонов”, ностальгирующих по золотому веку “клинтонизма”, а предстать президентом всей Америки.

С целью более активного привлечения на свою сторону левых либералов госпожа Клинтон собирается, по некоторым сведениям, пригласить в команду известного экономиста Роберта Райха, работавшего в команде Билла Клинтона. А для того чтобы склонить на свою сторону афроамериканцев, она планирует включить в состав команды конгрессмена Джона Льюиса, который уже более 50 лет остается символом борьбы за гражданские права. Отношения с афроамериканским электоратом — одно из чувствительных мест в будущей предвыборной кампании Хиллари Клинтон. Для победы на выборах ей необходимо завоевать голоса чернокожих избирателей. Но при этом ей также предстоит отмежеваться от политики Барака Обамы.

Республиканцы собирают массовку

Республиканским соперником Хиллари Клинтон на предстоящих выборах, согласно большинству оценок, должен стать Джеб Буш — младший брат 43-го и сын 41-го американских президентов. Если целью избирательной кампании Хиллари Клинтон должно стать дистанцирование от политики президента Обамы и представление избирателю новой версии “клинтонизма” в условиях вызовов XXI века, то перед Джебом Бушем стоит задача не выглядеть всего лишь носителем семейного бренда и продолжателем крайне непопулярной политики брата. Представляя свой политический проект, он должен будет решить ту же задачу, что и Хиллари Клинтон: изложить новую версию республиканских ценностей, как ее представляют политический клан Бушей и его окружение, и найти способ сделать ее привлекательной для искушенного американского избирателя.

“Джебу будет сложно преодолеть память о президентстве своего брата”,— разъяснил “Ъ” политолог из Университета имени Джорджа Вашингтона Мэтт Дэллек. Он напомнил, что на излете своего восьмилетнего срока Джордж Буш-младший, как и нынешний президент США, имел крайне низкие рейтинги.

Как и для Хиллари Клинтон, для Джеба Буша ситуация усугубляется нарастающей усталостью от вашингтонского истеблишмента и утратой доверия американцев к институтам власти как таковой. Все предыдущие попытки найти воображаемую “третью силу”, третьего независимого кандидата с альтернативным политическим проектом, способным бросить вызов главным политическим династиям и группам влияния, не увенчались успехом (самым заметным достижением стали 19% голосов, полученные миллиардером Россом Перо на президентских выборах 1992 года). По иронии судьбы в ходе тех выборов отрицавший семейственность Росс Перо поработал на одну из семей: отобрав голоса у Джорджа Буша-старшего, он помог победить Биллу Клинтону.

Впрочем, извечная неспособность политических неофитов сломать установленные правила игры, всерьез включившись в борьбу за кресло в Овальном кабинете, только повышает спрос на новизну. В обществе набирает популярность идея, что представители известных политических династий должны уступить дорогу новым политикам. “У нас было достаточно Бушей. Американцы поступят мудро, если перестанут выдвигать все новых политиков из всем известных династий”,— считает даже 89-летняя бывшая первая

леди Барбара Буш, мать предполагаемого кандидата в президенты.

Впрочем, в прошлом месяце она все же приняла участие в мероприятии по сбору средств в поддержку Джеба Буша, прошедшем в Хьюстоне (штат Техас), на котором вместе с Барбарой присутствовал и Джордж Буш-старший. В последние годы патриарх семьи Буш редко появляется на людях — 90-летий Джордж Буш-старший парализован. Но на этот раз мать и отец Джеба Буша нашли в себе силы сделать исключение. “Они поддерживают Джеба на 110%”,— сказал пресс-секретарь 41-го президента США Джим Макграт. Днем ранее Джордж Буш-младший и его супруга Лора провели аналогичное мероприятие в Далласе. Вырученные деньги пойдут в фонд Right to Rise, учрежденный Джебом Бушем несколько месяцев назад.

После того как бывший губернатор штата Массачусетс Митт Ромни, проигравший президентские выборы в 2012 году Бараку Обаме и республиканские праймериз в 2008-м Джону Маккейну, заявил, что не намерен участвовать в выборах-2016, в его лице Джеб Буш утратил главного потенциального соперника в борьбе за республиканскую номинацию.

Политолог Мэтт Дэллек в беседе с “Ъ” выразил уверенность, что Джебу Бушу удастся собрать значительные средства на свою избирательную кампанию. “Его кампания хорошо организована, и многие из тех, кто когда-то работал на его отца и брата, поддерживают Джеба”,— считает господин Дэллек.

Кроме того, сильным аргументом Джеба Буша остается тот факт, что он два раза подряд выигрывал губернаторские выборы в штате Флорида, где традиционно голосуют за демократов. Пробыв на посту губернатора с 1999 по 2007 год, господин Буш стал первым губернатором-республиканцем в истории штата, который сумел избраться на второй срок и, более того, покинуть свое кресло с рейтингом одобрения в 60%.

Возможный соперник Джеба Буша на республиканских праймериз — сенатор из Техаса Тед Круз, который стал первым официально зарегистрированным претендентом в президенты. В отличие от Джеба Буша Тед Круз выступает против “капитализма для закадычных друзей” и критикует банкиров с Уолл-стрит и крупные финансовые организации.

Именем Теда Круза список тех, кому предстоит сыграть “республиканскую массовку” на предстоящих праймериз, не ограничивается. О желании стать кандидатом неожиданно заявила одна из самых известных представительниц американского бизнеса, бывший генеральный директор производителя персональных компьютеров Hewlett-Packard Карли Фиорина.

В ближайшее время в гонку, как ожидается, вступят еще несколько известных республиканцев. Среди них — Скотт Уокер, который был избран в 2010 году губернатором штата Висконсин и проявил себя как глубоко религиозный противник абортов. Еще одним потенциальным кандидатом называют офтальмолога, сенатора от штата Кентукки Рэнда Пола, сына известного либертарианца Рона Пола. В прессе также фигурируют имена бывшего губернатора Арканзаса Майка Хакаби, молодого сенатора из Флориды Марко Рубио, а также нейрохирурга Бена Карсона и миллиардера и шоумена Дональда Трампа. Ни один из этих кандидатов не рассматривается как серьезный конкурент Джеба Буша, однако в Вашингтоне не упустят случая напомнить: выборы в США бывают непредсказуемыми.

России выбирать не из кого

Опрошенные “Ъ” политики и эксперты не сомневаются: какой бы президент ни оказался в Овальном кабинете после выборов-2016 — демократический или республиканский, отношения США с Россией как минимум останутся сложными. “Сегодня в Вашингтоне нет запроса на нормализацию отношений с Москвой. И будущему президенту, кто бы он ни был, улучшать эти отношения нет необходимости, он от этого ничего не выиграет, а вот проиграть может много”,— пояснил “Ъ” президент вашингтонского Центра глобальных интересов Николай Злобин.

По его словам, “потенциал ухудшения отношений с Россией еще не исчерпан, в то время как предпосылки для их нормализации отсутствуют”. Если предположить, что новый глава Белого дома по тем или иным причинам решит начать новую перезагрузку с Москвой, ему предстоит убедить в ее целесообразности законодателей. Однако нынешний состав Конгресса США отличается особо резким неприятием политики Кремля. “Более антироссийского Конгресса я не помню”,— заявил “Ъ” Николай Злобин, добавив, что Конгресс имеет мощные рычаги влияния на внешнюю политику США.

В свою очередь, источник “Ъ” в Госдепе США заметил: в Москве зря надеются, что, если президентом станет республиканец, отношения двух стран станут более прагматичными и не обремененными спорами о ценностях и идеологии. “Мне часто приходится слышать от российских собеседников, что руководству РФ проще иметь дело с республиканцами. Дескать, с ними можно делать realpolitik,— говорит собеседник “Ъ”.— Однако между Москвой и Вашингтоном сегодня столь принципиальные противоречия, связанные прежде всего с ситуацией вокруг Украины, что на быстрое преодоление кризиса надеяться не стоит. Если, конечно, власти РФ резко не изменят свой курс”.

Иллюстрацией преобладающих настроений в лагере республиканцев стало заявление потенциального

кандидата в президенты Теда Круза — жесткого критика Кремля и сторонника поставок американского оружия Украине. Господин Круз сравнил политику Барака Обамы в отношении России с поведением котенка, противостоящего медведю.

Наконец, идея, что для Москвы лучше республиканцы, противоречит российскому тезису предыдущей избирательной кампании в США. Напомним, что тогда возможной угрозой для двусторонних отношений называли победу республиканца Митта Ромни. При этом Барака Обаму, который сегодня избегает личных встреч с Владимиром Путиным, в Москве считали наиболее приемлемым для России кандидатом.

Нежелание восстанавливать отношения с Москвой вовсе не означает, что российская тема не будет фигурировать в повестке кандидатов в президенты США на выборах 2016 года. Скорее наоборот. Ведь избирательной кампании нужны сильные раздражители, а жесткая риторика в адрес Кремля — идеальная возможность заработать политические очки.

По мнению Томаса Грэма, исполнительного директора Kissinger Associates и бывшего главного советника по России в Совете национальной безопасности США, отношения с Москвой станут одной из ключевых внешнеполитических тем предвыборных кампаний кандидатов от обеих партий. Эксперт ожидает немало резких высказываний и выпадов в ходе дебатов. Впрочем, он не исключает, что после выборов позиция Белого дома может смягчиться. Правда, это произойдет в том случае, “если конфликт в Донбассе удастся урегулировать и если власти РФ согласятся на некий компромисс по Крыму”.

“Нужно работать над долгосрочным решением крымской проблемы, которое могло бы удовлетворить Москву и с которым согласились бы Киев, Вашингтон и Брюссель,— заявил Томас Грэм “Ъ”.— Пространство для диалога в этом вопросе есть”. По мнению эксперта, компромисс мог бы включать следующие элементы: Россия может предоставить украинским компаниям больше прав в территориальных водах полуострова, выплатить Киеву и частным бизнес-структурам компенсации за национализированную собственность и организовать повторное волеизъявление (“не обязательно в форме референдума”), которое подтвердило бы, что большинство крымчан желают быть гражданами России. “Главное — начать диалог, пусть и непубличный. Нынешняя российская позиция, состоящая в том, что предмета для обсуждения нет, означает, что, кто бы ни стал следующим президентом США, отношения не восстановятся”,— пояснил “Ъ” Томас Грэм.

Пожалуй, наименьшим злом для Москвы среди будущих кандидатов, при всех оговорках, можно считать Хиллари Клинтон. С одной стороны, будучи госсекретарем, она не раз выступала с критикой России. Так, объявив, что новый СССР может быть создан под новыми названиями — “Таможенный союз или Евразийский союз”, она заверила, что США “найдут эффективный способ для замедления или предотвращения этого процесса”. А недавно она призвала усилить давление на Россию и обвинила европейские страны в “чересчур малодушном” отношении к Москве. По ее мнению, если Кремль не получит “жесткого отпора” в ответ на свои действия на украинском направлении, то попытается расширить зону влияния на весь постсоветский регион.

С другой стороны, резкие выпады в адрес Москвы и лично Владимира Путина вовсе не мешают Хиллари Клинтон демонстрировать готовность искать компромисс с РФ, а не устраняться от диалога, как это сделал обиженный на Кремль и потерявший всякий интерес к России Барак Обама. Отвечая несколько месяцев назад на вопрос, знает ли она секрет того, как нужно вести себя с президентом Путиным, госпожа Клинтон сказала, что будущая российская политика Вашингтона должна стать комбинацией “терпения, убежденности и силы”.

Таким образом, в отличие от других кандидатов в президенты, Хиллари Клинтон готова не только демонстрировать силу, но и по крайней мере проявлять терпение, которого не хватило Бараку Обаме.

About this publication