A Hotline for a Cold War

<--

Горячая линия для холодной войны

Почему России и Соединенным Штатам нельзя переставать говорить друг с другом

Российско-американский диалог почти затих. Если что и слышно, то риторику в духе холодной войны. Экономические связи ничтожны. Политическое взаимодействие минимально. Картины мира расходятся едва ли не диаметрально, что делает практически невыполнимой задачу формулировки новой совместной повестки дня.

Почему сложилась такая ситуация, можно говорить часами. Но даже наиболее жесткие оппоненты по обе стороны Атлантики признают, что она ненормальна. И США, и Россия — страны, от которых очень много зависит в мире, и они не могут просто разойтись в противоположных направлениях. Точек пересечения множество, хотя отношения, безусловно, асимметричны и нелинейны.

И если полноценного сотрудничества сегодня ожидать нереалистично, взаимный учет рисков и их минимизация не просто возможны, но и остро необходимы. Навыки эпохи холодной войны, когда Москва и Вашингтон точно знали, где проходит линия, которую нельзя пересекать, не то чтобы утратились совсем, но спарринг-партнеры явно растренировались. И начать стоит с восстановления хотя бы этой способности.

Международный дискуссионный клуб “Валдай” выступил с инициативой начать публичный российско-американский диалог по актуальным вопросам. На предложение откликнулись две газеты — российский “Коммерсантъ” и американская The Washington Times. Начиная с этого выпуска мы будем ежемесячно публиковать одновременно в обоих изданиях две точки зрения на какую-то важную международную проблему. Надеясь, что авторы станут не только полемизировать друг с другом, но и смогут нащупать точки соприкосновения. Ну а если не смогут, доходчивое изложение логики каждой из сторон полезнее мифических представлений о визави, которые зачастую подменяют сейчас подлинное понимание.

Вполне естественно, что первый обмен мнениями о том, что активно обсуждается,— предстоящем 70-летии окончания Второй мировой войны. Даже в самые острые периоды идеологической конфронтации второй половины прошлого века эта тема оставалась вне политических баталий и считалась одной из немногих объединяющих. Сегодня это уже не так: трактовки того, что случилось в 1945 году, начинают отдаляться друг от друга. И подрастающие поколения скоро будут думать, что речь идет о разных войнах и разных победах. Тем более что годовщина-2015, скорее всего, последняя круглая дата, когда на праздновании присутствует еще относительно значительное число участников и очевидцев.

О нынешнем торжестве размышляют парламентарии: глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев и конгрессмен-республиканец Дана Рорабакер. Они не видели текстов друг друга, когда писали свои, и тем более примечательно, что совпали в оценке.

Нет сомнения, что и в Федеральном собрании, и в Конгрессе США существуют и совсем другие взгляды на взаимодействие двух стран и их историю. Однако нить пока не прервалась, и цель нашей совместной затеи — попытаться превратить ее в ткань новых отношений.

About this publication