Carte-blanche: Sex as an Issue in Geopolitics

<--

Верховный суд США на днях постановил признать законными однополые брачные союзы на всей территории Соединенных Штатов. Судьи приняли решение с перевесом всего в один голос (пять голосов против четырех). Для Америки это решение историческое. Объявляя о нем, председатель суда Энтони Кеннеди сообщил, что право на заключение брака людям одного пола гарантировано американской Конституцией.

Конечно, при этом нелишне напомнить, что еще в 2003 году тот же Верховный суд отвергал законы, касающиеся однополых браков. Это постановление является также самым важным решением Верховного суда США о расширении семейных прав с тех пор, как в 1967 году были отменены законы, запрещающие вступать в брак представителям различных рас. Конечно, прогресс для Америки большой, если учесть, что таких расовых законов ни в Европе, ни в России не существовало.

Однако в данном контексте меня не интересуют внутриполитические аспекты решения Верховного суда США. Понятно, что демократы, включая и действующего президента США Барака Обаму, и наиболее вероятного кандидата на предстоящих президентских выборах от Демократической партии Хиллари Клинтон, приветствовали это решение. В то время как многие консервативно настроенные американцы выступили против.

Каковы могут быть внешнеполитические последствия данного решения? Есть смысл напомнить, что у США в преддверии принятия этого решения еще в феврале впервые появился спецпосланник по правам гомосексуалов. Защита и распространение прав лесбиянок, гомосексуалистов, бисексуалов и трансгендеров – это «сердцевина наших обязательств по продвижению прав человека во всем мире», приводит слова главы американского внешнеполитического ведомства Джона Керри французское агентство AFP.

Первым спецпосланником по правам членов ЛГБТ-сообщества назначен карьерный дипломат Рэнди Берри, являющийся генконсулом США в Амстердаме. Берри будет бороться за мир «без насилия и дискриминации» в отношении ЛГБТ-сообщества, озвучивать и координировать американскую стратегию в этом вопросе, объяснил Керри. Все еще остается слишком много стран, в которых гомосексуалистам, бисексуалам и трансгендерам «угрожают, где их преследуют и арестовывают» за то, кто они и кого они любят, пояснил он.

На Западе распространено мнение, что для России характерны гомофобные взгляды, возникающие на почве незнания и традиционных представлений, которые активно поддерживаются политическим режимом. Об этом, в частности, пишет немецкое агентство Deutsche Welle (DW), корреспондент которого не так давно общался с представителями петербургской организации «Выход», поддерживающей членов ЛГБТ-сообщества и их родителей. Участники этого НПО и рассказывали DW, почему российское общество не принимает гомосексуалов.

С последним тезисом не могу согласиться, поскольку знаю представителей российского ЛГБТ, занимающих видную позицию в российском обществе. Я бы выделил в данном случае именно традиционные представления. И связаны они главным образом с ролью Православной церкви в современной России. Эта роль формировалась в течение многих столетий и отвечала объективным условиям развития общества. Поэтому РПЦ без труда заполнила идеологический вакуум, оставшийся после краха коммунистической системы ценностей. И я думаю, что ее роль в современной России будет скорее возрастать в силу особенностей развития нашего общества.

В свое время немецкий канцлер Бисмарк писал о «традиционной русской политике, которая основывается отчасти на общности веры, отчасти на узах кровного родства». И я думаю, что понимание терминов «общий русский дом и русская общность» надо искать именно здесь, и без РПЦ они немыслимы. Как известно, иерархи РПЦ придерживается традиционных представлений о семейных ценностях.

В этом плане заслуживает внимания недавнее заявление Службы коммуникаций Отдела по внешним церковным связям относительно решения Церкви Шотландии о возможности ординации представителей сексуальных меньшинств, состоящих в «гражданском союзе», и Объединенной протестантской церкви Франции о возможности благословения так называемых однополых союзов. В заявлении говорится, что «Русская православная церковь с глубоким разочарованием восприняла это решение Протестантской церкви Шотландии и Франции, поскольку они представляются несовместимыми с нормами христианской морали. Со скорбью констатируем, что сегодня мы имеем новое разделение в христианском мире – не только по богословской тематике, но и по нравственным вопросам. Имея твердую, основанную на Священном Писании позицию, Русская православная церковь последовательно заявляет о недопустимости упомянутых нововведений в нравственном учении и вынуждена пересматривать формат своих отношений с Церквами и сообществами, попирающими принципы традиционной христианской морали».

Мы видим, что противостояние Запада и России выходит на новый уровень. И под этим углом зрения случаи преследования Русской православной церкви, в частности в Бельгии, где предприняты попытки отчуждения ее имущества по иску бывших акционеров ЮКОСа, уже могут показаться неслучайным явлением.

Решение Верховного суда США будет иметь и далеко идущие внешнеполитические последствия, усиливать напряженность в отношениях России и Запада, поскольку не остается сомнений, что тема «равноправия лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией» может выйти на одно из ведущих мест в международной политике. Жаль, что заложниками этой конфронтации станут как раз те люди, за права которых намерены бороться в Вашингтоне. А таких немало. Ведь, по статистике, лиц с врожденной нетрадиционной сексуальной ориентацией в мире насчитывается примерно 4,5% от численности человечества.

About this publication