In Actuality, a Unified West Does Not Exist

<--

СМИ передали заявление Сергея Лаврова о том, что эпоха доминирования Запада закончилась. В Азиатско-Тихоокеанском регионе появляются новые центры.

Известный политолог, профессор Олег Матвейчев комментирует эту новость.

– Как говорят статистики, Китаю принадлежит 15 процентов от мирового ВВП, а если добавить ВВП Индии, то по совокупности получится почти Америка. А ведь в Азиатско-Тихоокенском регионе есть еще Малайзия, Сингапур и так далее. О Японии я не говорю, поскольку она не суверенная страна, находящаяся под пятой США. В значительной степени это относится и к Южной Корее.

А вот Россия находится совсем близко, а есть еще и Южная Америка. То есть это страны ШОС и БРИКС, сравнимые с «Большой семеркой» по экономической мощи и, тем более, по демографическому потенциалу. Кстати, когда «Большая семерка» собиралась, китайский лидер назвал ее клубом должников. И действительно статистика по долгам – ужасающая, долг Японии – около 200% ВВП, у США он превышает 100 процентов от их ВВП, а у всех остальных стран «Семерки» – порядка 100 процентов.

Между тем у стран БРИКС долговые обязательства низкие, причем рост ВВП у «Семерки» стимулируется именно за счет заемных средств, что опять же ведет к росту долгов. А в странах БРИКС, включая Россию, имеет место самостоятельный рост.

Страны Запада можно уподобить старой аристократии. Вспомните известный сюжет «Вишневого сада» Чехова или «Бешеных денег» Островского: у помещика есть титул, дом, поместье и так далее, он спокойно берет в долг, и в конце концов все его состояние оказывается заложено-перезаложено.

Источников саморазвития нет, и тогда на смену ему приходит буржуа, который за счет своего труда и предприимчивости обгоняет аристократа. Страны БРИКС – это мастерские мира с машиностроением, сельским хозяйством и так далее. А Запад по старой памяти кредитуется и производит впечатление процветания, но это всего лишь внешняя обертка.

При этом я хотел бы сказать, что на самом деле единого Запада не существует, и Лавров не совсем точно выразился. Америка хотела бы выглядеть солидарной с Европой, но на самом деле у них разные интересы. США вместе с Англией всегда считали себя внешним игроком на шахматной доске. А Европа по своей геополитической сущности в прошлые века противостояла морским и островным государствам.

Европе было бы неплохо солидаризироваться с Россией и Евразией в целом. И когда мы употребляем термин «Запад», мы тем самым льем воду на мельницу США, которые хотели бы, чтобы был такой термин. Мы должны, напротив, говорить, что у Европы и Америки разные интересы, и на современном этапе они прямо противоположны.

About this publication