Американский тыл Ближнего Востока
Решение проблем региона, включая Сирию, силами местных игроков, но под руководством Америки, — у Обамы не получается
Александр Панов
http://www.novayagazeta.ru/politics/71011.html
Это стало традицией: после Нью-Йорка и Антальи президенты США и России снова встретились «на полях» большого международного саммита — на этот раз в Париже. Обама и Путин проговорили 30 минут: о Сирии, Турции и Украине.
За глаза
Американский президент выразил сожаление в связи с гибелью двух российских военнослужащих и призвал Россию воздержаться от эскалации конфликта. Обама подтвердил свою позицию: президент Сирии Асад должен уйти в отставку в ходе политической трансформации страны. И второе: санкции в отношении России могут быть пересмотрены только в случае полного выполнения Минских соглашений. Чтобы услышать это еще раз, стоило ли встречаться? В свою очередь, Владимир Путин заявил на пресс-конференции, что президенты обсудили вопрос, какие организации в Сирии считать террористическими, а какие — «здоровой частью оппозиции». Фотография рукопожатия президентов, обошедшая весь мир, говорит сама за себя: Путин и Обама не смотрят друг другу в глаза. И в очередной раз наблюдатели отмечают: прорыва не произошло.
«Смешанная картина»
Так заместитель советника по национальной безопасности Бен Родс отозвался о действиях России в Сирии. Американцы признают: в последние недели российские ВКС наносят больше ударов по террористам ИГ (эта террористическая организация запрещена в РФ.— Ред.), однако, по данным разведки, главной мишенью российских бомбардировок по-прежнему остаются отряды умеренной сирийской оппозиции.
И если президент Путин обвиняет турецкие власти в покупке контрабандной нефти у боевиков ИГ, то администрация Обамы не только утверждает, что режим Асада покупает нефть у террористов, но и вводит санкции в отношении Джорджа Хасвани — сирийского бизнесмена, у которого имеется и второе, российское, гражданство. Министерство финансов США обвинило бизнесмена и его компанию HESCO Engineering and Construction Co в организации посреднических услуг по торговле нефтью между правительством Асада и ИГИЛ. Европейский союз внес имя бизнесмена в свой «черный список» еще в марте. В санкционный список минюста США попали также российский банк «Русский финансовый альянс», председатель совета директоров банка Мудалал Хури и президент международной шахматной федерации ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, который владеет пакетом акций этой кредитной организации.
Закрыть границу на замок
Во вторник на встрече с президентом Турции Эрдоганом Обама поддержал «право Турции на самооборону и защиту своего воздушного пространства». Эрдоган пожаловался, что целями для российских ударов стали оппозиционные группировки, включая сирийских туркменов. По словам Эрдогана, районы, где нет бойцов Исламского государства, подвергаются «постоянным» бомбардировкам. Однако Обама, выразив «атлантическую солидарность» союзнику по НАТО, дал понять, что Вашингтон ждет от Анкары гораздо больших усилий в борьбе с ИГИЛ.
Накануне парижского саммита администрация президента США потребовала от Анкары взять под контроль почти 100-километровый участок границы с Сирией, через который в эту страну и в обратном направлении — из Сирии в Европу — проникают тысячи иностранных рекрутов ИГИЛ. В Пентагоне полагают, что операция по «закрытию границы» потребует не менее 30 тысяч военных при поддержке бронетехники и артиллерии. Турецкая сторона считает оценки американцев «завышенными», пишет «Уолл-стрит-джорнел». В обмен на усилия по борьбе с ИГИЛ Анкара хочет от Запада финансовой помощи для решения проблемы 2,2 млн сирийских беженцев и создания в Сирии «зон безопасности». И если по первому пункту у США возражений нет, то создание зон безопасности, в том числе «беспилотной зоны», представляется Белому дому и Пентагону трудновыполнимой, рискованной затеей. США и Турция согласовали план в принципе. Он предусматривал наземную операцию оппозиционной коалиции сирийских и туркменских («туркоманских») отрядов, а Вашингтон был готов начать бомбардировки к югу от границы. Но пока Обама раздумывал, вмешалась Россия, теперь она бомбит в этой зоне, а ситуация на полях сражений напоминает хаос, пишет «Уолл-стрит-джорнел». Отряды сирийских туркменов двинулись к югу, в сторону Алеппо.
После терактов в Париже необходимость закрытия на замок 100 км границы актуальна как никогда, говорят в Вашингтоне. «Игра изменилась. Довольно! Граница должна быть запечатана», — заявил высокопоставленный американский чиновник. В ответ турки за словом в карман не полезли: «Турция полна решимости очистить от ИГИЛ 98 километров границы между Килисом и Джарабулусом. Мы не нуждаемся ни в чьих предупреждениях или советах, включая наших американских партнеров», — цитирует «Уолл-стрит-джорнел» высокопоставленного турецкого чиновника.
Белый дом приводит туркам в пример действия сирийских курдов, которые перекрыли зону на участке от восточного берега Евфрата до границы с Ираком. Это злит Анкару, которая опасается, что Вашингтон начнет поставлять оружие сирийским курдам.
Где должен быть командир?
В своей автобиографии Нельсон Мандела сравнивает великого лидера с пастухом: «Он остается позади стада, позволяя самым ловким выйти вперед, после чего за ним следуют другие, не понимая, что все они направлены сзади». Быть лидером, находясь позади (leadership from behind), — этого курса американская администрация строго придерживалась в Ливии и пытается повторить его в Сирии. В 2011 году после свержения Муамара Каддафи, выступая в Розовом саду Белого дома, Барак Обама сказал: «Мы достигли наших целей, в то время как ни один американский солдат не высадился на ливийской земле». Тогда действия Белого дома поддерживали даже заклятые оппоненты — республиканцы. Серьезные вопросы возникли потом, когда в Бенгази исламистами был убит американский посол, а в конгрессе законодатели расспрашивали Хиллари Клинтон о поставках американского оружия ливийской оппозиции — в том числе «Аль-Каиде». Успехи в Ливии были подвергнуты ревизии.
А в Сирии администрации вообще похвастаться нечем. Курс, избранный президентом — авиаудары, очень дозированная поддержка умеренной оппозиции, — критикуют не только республиканцы, но и многие демократы, опасающиеся, что недовольство избирателей внешней политикой президента приведет к печальным последствиям для их партии на президентских выборах и выборах в конгресс. Как отмечают критики Обамы, ИГИЛ за время бомбежек союзников стал только сильнее, к тому же усилилась роль России в регионе.
Как свидетельствует статистика, размещенная на сайте американского министерства обороны, в ходе операции «Непоколебимая решимость» члены коалиции нанесли 8289 авиаударов (данные на 19 ноября 2015 года): 5432 в Ираке и 2857 в Сирии. Из них львиная доля — 6471 приходится на авиацию США. Потери «игиловцев»: 129 танков, 356 БМП, 260 нефтяных объектов, 4517 зданий. Стоимость операции — 5 миллиардов долларов (с 8 августа 2014-го по 31 октября 2015-го), в среднем по 11 миллионов в день.
Недавно Обама отправил на север Сирии 50 американских спецназовцев в помощь умеренной оппозиции. Это всё. Шеф Пентагона Эштон Картер говорит, что о высадке пехоты речь не идет. После войн в Ираке и Афганистане американский избиратель не хочет, чтобы вооруженные силы страны снова были втянуты в масштабную войну.
Самый «радикальный» план предлагают два республиканских сенатора — Джон Маккейн и Линдси Грэм. Они требуют высадить 20 тысяч военнослужащих: по 10 тысяч — в Ирак и Сирию. По замыслу Маккейна, в Сирии 10 тысяч американцев должны оказывать поддержку 100-тысячной военной группировке, которую должны собрать против ИГИЛ Египет, Турция, Саудовская Аравия и другие страны, включая европейские.
Как отмечает известный американский политолог Фарид Закария, свыше 3,5 тысячи американских военнослужащих уже вовлечены в операции в Ираке и Сирии. «Я верю, что Обама сохранит американское вмешательство в Сирии небольшим и ограниченным. Но он оставит преемнику ужасную дилемму, подобную той, что оставил Кеннеди Линдону Джонсону (во Вьетнаме. — А. П.). Следующий американский президент столкнется с суровой реальностью: участие США в Сирии не решило проблем. И правительству придется взять на себя новые обязательства, отправить войска, потратить миллиарды и терять в этом конфликте жизни американцев», — заключает главный редактор Newsweek International и ведущий шоу на CNN Фарид Закария.
Идеальный вариант — решение проблем Ближнего Востока силами здешних игроков, но под руководством Америки, находящейся в «тылу», — у Обамы пока не получается.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.