И вновь холодная?
70 лет назад, 5 марта 1946 года, У. Черчилль произнёс свою знаменитую фултонскую речь. Считается, что именно это враждебное по отношению к СССР выступление положило начало холодной войне, продлившейся около 40 лет.
Совсем недавно, выступая в мюнхене, от «скатывания в новую холодную войну» между Россией и Западом предостерёг премьер Д. Медведев. А может, мы действительно в эту войну уже скатились?
Фёдор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
— Холодной войны образца второй половины ХХ века сегодня всё же нет. Во-первых, тогда в мире были две сверхдер¬жавы, которые находились в состоянии взаимного сдерживания, прежде всего ядерного. Отношения СССР и США были главным содержанием международной повестки дня, всё зависело от них. Сейчас наши отношения с американцами, какими бы острыми они ни были, уже не определяют все события не только в целом мире, но даже, например, на Ближнем Востоке.
Во-вторых, прежняя вражда была упорядоченной и, особенно после Карибского кризиса, шла по неким правилам. СССР и США могли конкурировать по периферии (в Анголе, Камбодже, Никарагуа и т. п.), но не переступали черту, не вели боевых действий в Европе и соблюдали некое взаимное уважение. Невозможно представить, чтобы на стёклах машин в СССР лепили наклейки «Рейган — чмо», а в Америке бы называли Брежнева «кровавым палачом» и «маразматиком».
Сегодня всё не так: чётких правил противостояния нет, конкуренция — достаточно хаотичная — идёт и в Европе, и где угодно, а взаимного уважения нет. И в этом смысле ситуация гораздо хуже, чем раньше, непредсказуемость возросла. По-хорошему правила и границы противо¬стояния надо выстраивать заново, но, как это делать при отсутствии взаимного уважения, непонятно.
Кто повинен в новом охлаждении? Основная вина всегда лежит на более сильной стороне. А более сильной стороной в данном случае был Запад, у него было больше возможностей выстроить нормальные отношения. Увы, он эти возможности не использовал, проявив опасную недальновидность.
America, Germany and the West reached out time and again to Russia after the fall of the Soviet Union. Then Putin started his drive to revive the glory of Imperial Russia and now things are becoming unglued for that tortured country. We still want to be friends whenever Russia is ready. 🙂