Four Sides of the Same Coin

<--

Четыре стороны одной медали

Некоторое время назад стало ясно, что американская политическая система, стоявшая десятилетиями крепче любого утеса, входит в полосу перегрузок. В двух ведущих партиях — Демократической и Республиканской — проявились серьезные внутренние противоречия. Что и высвечивает нынешняя избирательная кампания.

8 ноября в США выборы нового президента, а праймериз идут столь жестко и резко, что о внутреннем единстве в обеих партиях нет и речи. Демократы раскололись по своим пристрастиям к давно конкурирующим Хиллари Клинтон и Бараку Обаме. И президент США пока еще не вынул из-под манжета сенсационного джокера — он ждет партийного съезда.

У республиканцев вообще кутерьма. Внутри у «слонов» уже давно приютилась почвенническая «Партия чаепития», и это комфорта не добавляет. Дональд Трамп пока не имеет поддержки партийного истеблишмента, чтобы быть выдвинутым на съезде. Боссы хотели было Джеба Буша, да того не принял избиратель. В этой ситуации Трамп вообще грозит уйти в «автономное плавание», сиречь стать (при такой мощной поддержке граждан) независимым кандидатом, если партийные бонзы его «прокатят».

В результате пока на публике светятся четыре, по двое от каждой партии, претендента. Но нет никаких гарантий, что именно из их числа будут выбраны два кандидата к выборам 8 ноября. И у съездов есть на то все основания — регламент позволяет.

Однако вся «великолепная четверка» на виду. И она чуть не ежедневно делает свои заявления, из которых нам более всего интересны слова в адрес России. А также формулировки относительно внешней политики, какой ее видят претенденты.

Занятно, что, например, opinion writer газеты «Вашингтон пост» Чарли Кротхаммер (Charles Krauthammer) дал каждому из четверых лидеров вполне конкретные политические оценки. По его мнению, Берни Сандерс (демократ) — это «пацифист». Хиллари Клинтон (демократ) — это «интернационалист» (слышно, как лидеры Интернационалов ХХ века переворачиваются в гробу). Тед Круз (республиканец) — «унилатералист» (America uber alles!). И, наконец, Дональд Трамп (пока еще республиканец) — «меркантилист» («Деньги решают всё»).

С этим можно спорить, но классификация очень показательная. Показательная тем, что на выборы отправились представители не двух партий, а четырех тенденций! Как четырех «сторон» фрагментированной сегодня американской партийной системы. И это отличительная черта сегодняшней политической жизни Америки.

Так что они предлагают во внешней политике? Как они обозначают свое видение работы Госдепа в случае, если госсекретарь будет назначен одним из них? Начнем, пожалуй, с двух наименее проявившихся на внешнеполитической стезе кандидатов — Сандерса и Круза.

Первый — Сандерс — сформулировал свои оценки так: для США нужен определенный период изоляционизма, чтобы заняться внутренними проблемами, прежде всего экономикой в интересах граждан страны; и вообще сейчас его более всего волнуют проблемы изменения климата на Земле. В остальном он за все хорошее против всего плохого: «Мы должны работать с нашими партнерами по НАТО и должны работать над расширением коалиции с Россией. И мы должны работать с Лигой арабских государств». Видно, что не международник…

Второй — Круз — выступает за поддержание лидерства США в мире и готов пойти на отстаивание американских интересов по всему шарику даже без поддержки союзников; готов разорвать ядерную сделку с Ираном, возродить альянс США с Израилем и покрыть ковровыми бомбардировками ИГИЛ/ДАИШ; на возможности и полномочия ООН смотрит со скептицизмом. Позицию Обамы в отношении России он назвал «слабой» и «политикой соглашательства». С ним внешняя политика короткая и ясная — America uber alles!

А вот Хиллари Клинтон, все-таки бывший шеф Госдепа, и Дональд Трамп, новичок в большой политике, по поводу международных дел высказываются чуть ли не каждую неделю. Причем у Хиллари над головой висит «дамоклов меч» наказания и за гибель посла США в Ливии в 2012 году, и за пользование личным компьютером для секретной служебной переписки. Так что ее жесткая риторика вызвана, в частности, и желанием оправдать себя в глазах обвинителей.

Она говорит о необходимости «лидирующей политики США в мире», возвращается к своим идеям, сформулированным в давней статье «Тихоокеанский век Америки». И вообще грозит «навести порядок» повсюду: «Нам нужно проявлять больше единства, чтобы не позволять России занять более агрессивную позицию в Европе и на Ближнем Востоке».

Некоторые обозреватели полагают, что в исполнении Хилли внешняя политика будет сходна с тем, что делал в 1990-х ее муж Билл, когда командовал из Овального кабинета. А уж призыв Хиллари — «в Овальном кабинете должна наконец появиться женщина» — вызвал громоподобный смех…

Более всех размышляет о внешних делах Дональд Трамп, призывая полностью поменять нынешний курс. Он и за дружбу с Путиным: «Если Путин хочет войти и уничтожить ко всем чертям «Исламское государство», то я на 100% за него». Он и против исламистов до такой степени, что готов закрыть мусульманам въезд в США. Он готов сделать во внешней торговле все, чтобы «Америка стала богатой». Он уже критикует НАТО и вполне способен вывести США из Североатлантического пакта. Он недоволен тратами на пребывание американских войск в Японии и Южной Корее, да и не только там.

Его подход более похож на политику коммерсанта, ищущего повсюду выгоду, и в этом Трамп собирает избирателей на двух полюсах — от абсолютной влюбленности и поддержки до категорического неприятия. Драки между первыми и вторыми уже начались в ходе праймериз. С Трампом скучно не будет.

Вот маленький пример того, что может сделать Трамп. Он пригласил своим советником инвестора Картера Пейджа, который обещает давать идеи по улучшению отношений с Россией, поскольку его опыт работы с российскими компаниями позволяет видеть «реальную картину» в сотрудничестве с Москвой в отличие от людей, которые сидят «в мозговых центрах в Вашингтоне». Известно, например, что Пейдж имеет опыт сделок с «Газпромом» и его бизнес пострадал от антироссийских санкций. Вот вам говорящее само за себя кадровое решение.

В общем, смотрим их пока и слушаем. Но напомним, что на съездах может случиться всё что угодно, и не исключено, что слушать далее придется иных кандидатов…

About this publication