Political Analyst Andrey Manoylo Weighs in on the Strength and Weakness of the Republican Nominee

 

 

<--

Политолог Андрей Манойло — о том, в чем сила и слабость кандидата-республиканца

26 мая Трамп получил право стать официальным кандидатом на пост президента Соединенных Штатов от Республиканской партии. К этому моменту в выборной гонке он остался один: Круз и Кейсик сняли свои кандидатуры, не выдержав конкуренции с эксцентричным миллиардером.

За Трампа проголосовало 1238 выборщиков — делегатов съезда Республиканской партии, который состоится в Кливленде в июле.

Для Трампа преодоление этого рубежа — приобретение своеобразного «контрольного пакета акций» Республиканской партии, 50% плюс 1 голос, открывающего ему путь к президентству. На пути к заветной цели у Трампа остаются только демократы, которых он, несомненно, сомнет: Хиллари Клинтон, несмотря на все свои президентские амбиции, в реальности не имеет против Трампа ни шанса.

Трамп — единственный кандидат от республиканцев: его непримиримые противники по партии, сенатор из Техаса Тед Круз и губернатор Огайо Джон Кейсик, сняли свои кандидатуры, не выдержав накала борьбы. В попытках одолеть Трампа все они сделали неверные ставки и проиграли.

На политическом Олимпе США Трамп — настолько примечательная фигура, что ее рассматривают уже не с точки зрения лидерских качеств, а как явление, породившее особый, чрезвычайно сложный для понимания «феномен Трампа». Трамп не вписывается ни в одни рамки, ни в одни привычные представления американцев. Он полон противоречий, но эти противоречия органично уживаются в его образе и становятся частью его харизмы. Его сравнивают то с Кеннеди, то с Годзиллой. При этом вспоминают, что Кеннеди, примерно так же как и Трамп, начинал свое восхождение на вершины власти стремительно, а закончил в Далласе не самым удачным образом. Что, мол, ждет и Трампа, если он не перестанет хулиганить и ниспровергать устои, на которых покоится американское общество.

В России Трампа сравнивают с Жириновским — они действительно необычайно похожи. При этом кого из них считать чистым образом, а кого — карикатурой, каждый решает для себя сам.

У «феномена Трампа» есть довольно простое объяснение. Он — настоящий. Он не играет роль политического лидера, способного объединить нацию, он реально живет тем, что делает, и всегда остается самим собой. Это природный харизматичный лидер, типичный народный вожак, способный увлечь и повести за собой толпу.

В образе Трампа много противоречивого. Он — бунтарь, «срыватель покровов», политический хулиган. Он не просто завоевывает публику, он ее эпатирует, шокирует и 7 своими речами, лозунгами и призывами до состояния полуистерии. При этом он всегда предельно конкретен, он — человек дела, сам ставший миллиардером благодаря несокрушимой воле, упорству и личностным качествам. Когда Трамп утверждает, что справится с проблемами Америки и возродит ее величие, народ ему верит.

Правда, он же раздает обещания, многие из которых — взаимоисключающие, но простые граждане всё ему прощают. И такое отношение к Трампу просто бесит политические элиты США. Трамп — человек не их круга, для представителей «старых семейств», прибывших в США еще на «Мейфлауэр», он — выскочка, которого обязательно надо проучить, в назидание потомкам и возможным последователям. В их общем понимании избрание Трампа президентом США несет для страны угрозу даже большую, чем «неоимперские» амбиции восходящей России, а потому, рассуждают они, его надо остановить любой ценой. Ради этой цели республиканцы готовы объединиться с демократами даже в ущерб интересам своей партии. Воистину, ненависть объединяет, а абсолютная ненависть к Трампу объединяет абсолютно.

Однако им противостоит чрезвычайно сильный соперник. Он независим, так как финансирует свою кампанию из собственного капитала, а потому может идти наперекор устоявшейся политической традиции и правилам игры.

В то время как его конкуренты — и демократы, и республиканцы — считают, что выполняют особую, «одобренную свыше» миссию, несущую свет, ценности и свободы, Трамп относится к политике как к проектной деятельности: для него выборы президента — не более чем еще один бизнес-проект. Трамп — сторонник сильного государства, возрождения мощи и авторитета США, сильно упавшего в период президентства Обамы; он сторонник решительной борьбы с финансовыми «пузырями». Но если США в плане восстановления государственности покажутся ему безнадежными, он поступит с ними так же, как поступают в бизнесе с безнадежно убыточными проектами: разделит и распродаст по частям.

Любопытно, что Трамп настолько силен, что навязывает соперникам свой стиль и приемы политической борьбы. И вот уже главный его противник — сенатор Хиллари Клинтон — вынуждена копировать его методы работы с электоратом и даже политическую риторику: именно Трамп впервые «взорвал мозг» американцев своим заявлением о том, что с Россией надо не воевать, а дружить, потому что это великая страна. Вскоре Клинтон повторила это высказывание слово в слово.

Впрочем, если Трамп станет президентом, внешняя политика США по отношению к России вряд ли изменится: его заявления о необходимости срочно налаживать отношения с российским руководством, срочно «звонить Путину» скорее отражают желание миллиардера сойтись в драке с противником на ближней дистанции. Трамп упрям и настойчив, он не отступит и не признает российского превосходства, пока ему не расквасят нос. Именно поэтому России ждать исторических поворотов от Трампа пока не приходится.

Как бы то ни было, если Трамп победит в президентской гонке, Америку ждет непростой период. Он либо восстановит мощь и авторитет США в меняющемся мире, либо будет способствовать их окончательному краху. Он демонтирует Pax Americana и сконцентрируется на внутренней борьбе с элитами, которые обязательно поднимут против него мятеж.

При Трампе США погрузятся в решение внутренних проблем, устранение расколов, и им будет не до России, Украины, Сирии. Мир наконец-то вздохнет спокойно.

Автор — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, член научного совета при Совете безопасности России

About this publication