Несправедливое и предвзятое отношение западных медиа к российским спортсменам, огульные обвинения и шельмование разрушают привлекательность США в глазах мирового сообщества не меньше, чем авиаудары по Белграду, Багдаду и Триполи.
В мировой политике происходит, пожалуй, важнейший процесс после крушения СССР – разочарование в США, крушение созданного ими идеального образа «империи свободы и добра». Этот процесс начался в 2000-е и, судя по всему, в последние два года принял характер необратимости. Все, что так или иначе создавало иллюзию американской мечты на экспорт, все ключевые ее элементы стремительно перестают быть привлекательными и оборачиваются негативной стороной.
На разных континентах и в разных странах мира очарованность «эталоном демократии» сменяется разочарованием двойными стандартами, перерастающим в недовольство произволом мирового лидера. Недовольство пока большинство стран скрывают и проявляют только за кулисами в разговорах с Лавровым или китайскими товарищами, но усталость от США все больше растет и чаще выходит наружу.
Даже в Европе, которую захлестнула волна террора в результате потока беженцев из стран, развороченных по инициативе Вашингтона, все чаще раздаются голоса недовольных политикой США. Даже самые преданные сторонники Вашингтона в местных элитах не могут не видеть, как воспеваемые ими американские идеалы не соответствуют реальным действиям.
Свобода слова и СМИ из неприкасаемой ценности и фундамента статуи Свободы давно превратилась в способ манипуляции массами и орудие информационной войны. Афганистан, Ирак, восьмое августа 2008 года, «арабская весна», переворот на Украине, война в Сирии – каждое новое художество американских демиургов в разных уголках планеты убивало веру в свободу и в слово, произнесенное в эфире. Медиаимперии Запада стали восприниматься не рупорами свободы, а тоталитарными сектами большого бизнеса.
Успех Russia Today – не только заслуга Маргариты Симоньян и Ко, но и следствие полной монополизации западных медиа американской точкой зрения. Европейцы и американцы включают RT из элементарного желания узнать другую точку зрения на происходящее у себя и в мире, которую осмеливается давать только Россия (плюс еще Китай).
Отсюда и такое негодование по поводу британской The Times, которая обрушила семь статей о «путинской пропаганде, разрушающей Британию» только из-за открытия корпункта агентства Sputnik в Эдинбурге. К слову, корпункты крупнейших агентств и телекомпаний в России не вызывают такой реакции Москвы.
Права человека? Права людей нарушаются все чаще и в разных уголках планеты в угоду интересам Госдепа. Можно возразить, что это обычный принцип геополитики и все государства нарушают права граждан в борьбе с конкурентами. Однако американцы вытворяют такое, что после этого говорить о правах человека как ценности американской политики без стыда невозможно.
Безосновательные задержания граждан других государств вне территории США, судилища над ними и удержание в тюрьмах с использованием пыток, прикрытие террористических группировок под видом «умеренных», бездоказательное шельмование тех функционеров и политиков, которые не угодны им (Берлускони, Стросс-Кан, Блаттер, Шредер) – после такого поверить в некие священные права человека, универсальные для всех стран и охраняемые флотом США, может только человек без совести и чести.
Толерантность и защита меньшинств – еще один американский фетиш, который разбивается об американскую действительность. Доведенная до безумия пропаганда равнодушия под видом толерантности вылезает боком в виде расстрелов белыми полицейскими США негров.
Однако такая агрессия сама является следствием агрессии негритянского населения по отношению к копам – за последние годы зафиксированы десятки случаев, когда при банальной проверке документов афроамериканцы открывали огонь по полиции. Это улица с двусторонним движением, и одна немотивированная злоба и пролитая ей кровь рождает ответную злобу и новую кровь.
Даже американская демократия как механизм управления обществом явно дает сбой. Доверие избирателей к выборам и вообще к управленческой верхушке США и Западной Европе находится на историческом минимуме.
Двухпартийная система США, в которой демократы почти полностью срослись с республиканцами, превратилась в такую скучную пародию на конкуренцию, что даже не замеченный в особой рефлексии американский электорат почувствовал неладное и стал высказывать недовольство пустыми петрушками типа Буша. Затем и понадобился Трамп, чтобы, с одной стороны, возродить иллюзию конкуренции, а с другой – аккумулировать протестные настроения и канализировать их в безопасное для Вашингтона направление.
Да, некоторые элементы госуправления западной демократии до сих пор остаются востребованными в мире, и те же праймериз решили использовать в России неслучайно. Однако в целом демократия по-американски как система перестала восприниматься эталоном, в ней находят массу изъянов, и государства все чаще строят свою модель демократии, отстаивая право на особенные национальные черты.
Так делает Россия, Индия, Япония, пыталась Бразилия, пытается Турция. Кстати, характерно, что во время переворота в Турции как мятежники, так и Эрдоган уверяли, что бьются за демократию, однако понятно, что и те и другие воспринимали ее именно как турецкую демократию, отличную от западной.
Мир больше не хочет жить по-американски и все меньше заглядывает в рот Вашингтону. Утратив привлекательность своей модели для остальных, Штаты все больше прикладывают сил, чтобы удержать доминирование.
В их распоряжении по-прежнему мощнейшая армия, присутствующая в каждом важном регионе планеты, и долларовый механизм контроля за мировыми финансами (плюс общество потребления как производное от него). Однако эти два кита доминирования США при всей значимости все же вторичны по сравнению с главным китом – тем, что принято было считать окончательной моделью развития человеческой цивилизации.
Власть над умами и желаниями миллиардов людей, достигнутая благодаря привлекательности американской идеи могущества и свободы, – вот что стало залогом успеха Pax Americana в постсоветские годы, когда исчезла альтернатива ей.
Ученые, программисты, экономисты, актеры, журналисты, бизнесмены, разнорабочие из разных уголков планеты ехали в Америку (или мечтали получить Грин-карту) не столько за комфортом, профессиональной реализацией, лучшими условиями, деньгами, но прежде всего желая стать причастными к самой мощной, богатой и одновременно свободной сверхдержаве, единственной в мире и в этом смысле действительно уникальной.
Мощь больших денег и дух свободы по-американски – вот что привлекало все эти годы самых амбициозных и честолюбивых и позволило сформировать практически в каждой стране потенциальных союзников Вашингтона. Но не только их – права человека, толерантность и умело распиаренная свобода СМИ подкупили многих сторонников гуманизма. Скажем, в том же СССР даже простые граждане нередко ловили «Голос Америки» или (представьте себе!) радио «Свобода», воспринимая их мнение как весточку правды, а не вражьи голоса.
Представить сейчас такое просто невозможно. США превратились в некий аналог СССР, но в капиталистическом неолиберальном варианте. По-прежнему мощная сверхдержава, с огромной армией и развитой экономикой, но стремительно теряющая привлекательность для остальных и внутреннее ощущение праведности своей идеи. В результате чего система госуправления становится все менее гибкой, а принимаемые решения – менее адекватными.
В этом смысле Трамп при всех личных отличиях с точки зрения политической роли похож на демагога Горбачева: он обещает заждавшимся изменений американцам то, чего априори не сможет сделать. Безусловно, США не СССР, хотя бы по примеру отношений с союзниками (Москва в них вкладывала, Вашингтон вытягивает из них соки), но ощущение исчерпанности американской мечты и тупика существования Pax Americana напоминает ту эпоху, когда советские идеалы не готовы были защищать даже советские граждане.
Правда, в отличие от Союза, который тихо захлопнулся, причинив боль только своему населению, США будут цепляться за свое доминирование до конца, даже если для этого понадобится утопить мир в крови.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.