The Second Act of the Geopolitical Drama Has Already Begun

<--

Женщины любят говорить, что мужчины никогда не взрослеют и до самой глубокой старости остаются детьми, которые регулярно меняют свои игрушки.

Как правило, такие взрослые дети занимаются разными солидными и нередко полезными для общества делами. И лишь к старости, порой глубокой, кому-то не везет и он становится жертвой старческой деменции. Это далеко не так приятно, как изображено на картинках, где опрятный дедуля играется с машинкой, сидя на ковре. Дедуля-то, конечно, может играть, но он становится несамостоятельным и требует ухода.

Новость телеканала NBC News о том, что к хакерским атакам на США причастен лично Путин, свидетельствует, что в ряде американских ведомств, в первую очередь разведывательных, сидят именно такие дедули.

На самом деле, новость примечательная: NBC сообщает, что получила данные от «дипломатических источников и шпионов, работающих на союзников США». То есть прямых доказательств у американцев нет. Но машина пропаганды уже отрапортовала о достигнутой перемоге в расследовании.

Нет их и у англичан, которых вчера депутат нижней палаты парламента Бен Бредшоу пугал тем, что именно российское влияние предопределило исход Brexit. Бредшоу полагает, что «Россия, по всей видимости, вмешалась в референдум, прошедший этим летом. Мы не имеем никаких доказательств, но я думаю, что это весьма вероятно».

А еще он уверен, что «ведущие мировые державы не осознают масштаба вмешательства в свои внутренние дела». Его коллеги над ним пока смеются.

А 10 декабря New York Times, Washington Post и Reuters сообщили, что в ЦРУ «с высокой долей вероятности убеждены» в том, что Россия была замешана в хакерских атаках во время выборов и помогла избраться Трампу. Сам Трамп, конечно же, назвал заявления ЦРУ смехотворными, но ведь на воре, как известно, шапка горит.

В общем, эта ситуация уже напоминает поведение малого ребенка, который испачкал себе колготы неизвестной самопоявляющейся дурнопахнущей субстанцией и обвиняет в этом кого угодно, но только не себя.

Так и у американцев с англичанами всюду не они, а – Барабашка и бандиты – русские. И эта ситуация была бы предельно смешной, если бы не одна особенность пропаганды: при чрезмерном повторении в нее начинают верить не только те, кому она предназначалась, то есть простые люди, но и ее заказчики из высоких кабинетов.

Идеологемы сперва перекочевывают из таких новостей в работы экспертов, затем они пишут книги, которые читают высокие чины и по ним принимаются решения.

Например, так получилось, что Трамп руководствуется в выстраивании отношений с Китаем предельно замифологизированными книгами Питера Наварро, который толкает тезис о вине КНР во всех американских провалах последних 25 лет. Наварро – советник по вопросам экономики, Трампу советы он присылает по почте, так как они лично не знакомы.

Особую опасность пропаганда приобретает в годы, предшествующие мировым войнам: немцы, уверовав в свое могущество после 1871 года, окончательно столкнули мир в Первую мировую, затем дети выживших в кровавой бане столкнули мир во Вторую мировую, а русские в 1904 году собирались забросать шапками узкоглазых макак в сопках Маньчжурии.

Так вот: большая война становится неизбежной после того, как кто-то решает, что его армия в состоянии быстро и малой кровью разгромить созданного воображением пропагандистов супостата. Но это второй этап.

Первый этап – создание врага посредством чьей-то демонизации. Именно этим и занимается коллективный Запад – создает врага, которого тот же Трамп, чей приоритет – модернизация армии и ВПК, будет громить во втором акте геополитического представления.

About this publication