Caution Won’t Hurt

<--

В ходе первой телефонной беседы между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, в которой также участвовал вице-президент США Майк Пенс, стороны обсудили ключевые аспекты международной повестки — от сотрудничества в борьбе с ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России) в Сирии до кризиса на Украине и развития торгово-экономических связей. Положительная реакция в обеих столицах на первые переговоры говорит о взаимном стремлении к налаживанию отношений и скорой подготовке личной встречи двух президентов.

С тех пор как четверть века назад окончилась холодная война, а СССР распался, отношения между Россией и США пережили несколько взлетов и падений. К концу 1990-х американская эйфория по поводу победы «либералов» в России и надежды Москвы на скорую и полноценную интеграцию в западный мир сменились взаимными упреками и раздражением. Москве не нравилась проводимая под эгидой Вашингтона экспансия НАТО на восток, развязанная США и их союзниками война с Югославией, откровенно недружественная позиция по конфликту в Чечне и вообще — нежелание США считаться хоть с какими-нибудь интересами России в ближнем и дальнем зарубежье. Америку раздражало то, что Россия еще норовила как-то перечить воле единственной сверхдержавы в воцарившемся Pax Americana.

В начале 2000-х приход к власти нового президента США, республиканца Джорджа Буша-младшего, реанимировал надежды Москвы на установление более тесных отношений с Вашингтоном. После переговоров с Владимиром Путиным в Словении летом 2001 года Джордж Буш заявил: «Владимир Путин замечательный президент, честный и прямой человек, делающий для своей страны много хорошего. Я пристально посмотрел ему в глаза, заглянул ему в душу и решил, что этому человеку можно верить». 

После терактов 11 сентября 2001 года президент России Владимир Путин стал первым мировым лидером, позвонившим американскому президенту, чтобы выразить соболезнования и предложить всестороннюю помощь и поддержку. Москва надеялась стать «младшим партнером» США в войне с терроризмом. Последующие годы принесли дальнейшую экспансию НАТО на постсоветском пространстве, односторонний выход США из Договора о противоракетной обороне 1972 года, агрессию против Ирака, нанесшую ущерб политическим и экономическим интересам России на Ближнем Востоке и августовскую войну на Кавказе в 2008 году.

Правда, победа в том же 2008 году Барака Обамы, демократа с имиджем «голубя», над «ястребом» и откровенным русофобом Джоном Маккейном снова вселила надежды на потепление в отношениях между двумя столицами. Однако на смену «перезагрузке» вскоре пришли попытки США дестабилизировать обстановку в России накануне выборов 2012 года, поддержанный США государственный переворот на Украине и возвращение Вашингтона и его ключевых союзников к агрессивной антироссийской позиции и риторике времен холодной войны с СССР.

Теперь пост президента США занял Дональд Трамп, и это в очередной раз воскресило надежды на выстраивание партнерских отношений и плодотворного, взаимовыгодного сотрудничества между Россией и США. Публичные заявления нового американского президента говорят о том, что США планируют повторить геополитический кульбит одного из кумиров Трампа — Ричарда Никсона, который в начале 1970-х ради выстраивания общего антисоветского фронта пошел на сделку с ранее враждебным «красным» Китаем. Новая американская администрация попытается сделать Россию своим партнером в геополитическом противостоянии с КНР, Ираном, Кубой и другими странами. 

Намерения новой американской администрации переформатировать систему международных отношений открывают для России новое окно возможностей. Жесткая произраильская позиция Белого дома и распространяющиеся в США антиарабские и антимусульманские настроения создают новые возможности для российской дипломатии на Ближнем Востоке и могут со временем создать для России репутацию более надежного посредника в мирном процессе между израильтянами и палестинцами, пользующегося доверием обеих сторон. Ухудшение отношений США с латиноамериканскими соседями предоставляет Москве шанс усилить свое влияние в этом регионе.

Вместе с тем Москве следует подходить крайне осторожно к реализации условий Вашингтона по выстраиванию своих отношений со стратегическими партнерами. В противном случае Россия рискует потерять нынешних союзников и не получить взамен новых. Ведь опыт последних десятилетий неизменно показывает, что надежды на дружбу с Вашингтоном быстро испаряются.

About this publication