Опасная мягкость Трампа
Политолог Виктор Олевич — о последствиях отставки советника президента США по национальной безопасности
Отставка советника президента США по национальной безопасности генерала Майкла Флинна менее чем через месяц после инаугурации Дональда Трампа является первой серьезной уступкой нового президента и его администрации в противостоянии с различными звеньями американского политического истеблишмента. Уход ключевого члена силового блока новой администрации многие восприняли как слабость Трампа перед лицом массированного давления со стороны тех, кто не заинтересован в реформировании внешнеполитического курса США.
Вопреки утверждениям либеральных американских СМИ и инсинуациям анонимных источников в американском разведывательном сообществе генерал Майкл Флинн не был русофилом и не занимал пророссийские позиции по каким-либо аспектам двусторонних отношений между Москвой и Вашингтоном. Более того, в интервью американской прессе Флинн высказывался о России и ее руководстве нелестно и в резких тонах.
Однако, как опытный военный разведчик и бывший глава разведывательного управления министерства обороны США (РУМО), Майкл Флинн понимал, что жесткий конфронтационный подход предыдущей администрации Барака Обамы в отношениях с Россией дал результаты, противоположные желаемым. Несмотря на заверения Обамы, введение секторальных санкций США и их союзников не «разорвало в клочья» российскую экономику, не привело к дестабилизации российского политического пространства, не остановило процесс перевооружения Российской армии и не заставило Москву вернуть Крым Украине.
Напротив, сплоченная на фоне попыток внешней изоляции Россия смогла в относительно короткий период укрепить свои связи с восточными партнерами, использовать санкционный режим с выгодой для отечественного сельскохозяйственного сектора и провести успешную военную операцию в Сирии, в результате которой коренным образом изменился баланс сил в регионе — угроза смещения президента Башара аль-Асада отошла, а подпитываемые Западом вооруженные террористические группировки понесли невосполнимые потери.
Теперь уже бывший советник по национальной безопасности США осознавал и то, что одновременно находиться в режиме активного геополитического противостояния с Россией, КНР, Ираном и другими игроками на международной арене в текущих условиях Вашингтону невыгодно и это может привести к их дальнейшему сплочению. Исходя из американских национальных интересов Флинн был сторонником разрядки в отношениях с Москвой, возвращения к активному переговорному процессу между двумя державами вместо ультимативной формы общения со стороны предыдущей американской администрации. Он видел возможности для плодотворного сотрудничества с Россией в борьбе с исламскими террористическими группировками на Ближнем Востоке. В то же время отставной генерал преследовал цель вбить клин между Москвой и Тегераном, оторвать Россию от ее стратегических партнеров и союзников. Последнее привело бы к ослаблению основных геополитических конкурентов США и шло против интересов Москвы, но попытки администрации Дональда Трампа выстроить отношения с Россией на новых условиях открывали возможность для «передышки» и последующего торможения неприемлемых американских требований при общем курсе на усиление взаимодействия в тех областях, где обе стороны могли извлечь выгоду.
Проявление мягкости Дональдом Трампом в решении важного кадрового вопроса приведет к усилению давления на новую администрацию, продолжению активного саботажа ее деятельности со стороны американских спецслужб и расширения безосновательных обвинений в адрес нового президента и его ближайших соратников. Общение генерала Майкла Флинна с послом России в Вашингтоне Сергеем Кисляком в ближайшее время станет темой слушаний в профильных комитетах американского конгресса. Задача-минимум широкой коалиции, противостоящей Дональду Трампу, — заставить нового президента и его администрацию следовать привычному и удобному для американского истеблишмента курсу во внутренней и внешней политике, задача-максимум — в случае неповиновения со временем подвести президента под импичмент либо принудить к добровольной отставке.
Автор — эксперт Центра актуальной политики
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.