Встречаясь в Москве с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, глава МИД России Сергей Лавров высказал обеспокоенность по поводу противоречивых заявлений по ключевым международным проблемам, сделанных за последние месяцы президентом Дональдом Трампом и его окружением: «Не скрою, у нас возникло немало вопросов с учетом весьма неоднозначных, порой противоречивых идей, которые высказывались в Вашингтоне по всей палитре двусторонних и многосторонних дел».
Последним свидетельством отсутствия четкой позиции стали заявления Трампа о том, что НАТО больше не является устаревшей организацией, как он охарактеризовал альянс еще в январе из-за его неспособности предотвращать теракты и его создания «много-много лет назад». Что касается Сирии, то в течение всего одной недели Трамп и его команда совершили резкий пируэт – от заявлений, что Башар Асад может оставаться у власти, до сравнения президента САР с животным и нанесения ударов по его военно-воздушным силам.
Ракетная атака на сирийскую авиабазу продемонстрировала новую модель американской внешней политики. Трамп – не Обама, который консультировался с Конгрессом, проводил дебаты, спорил через своих постпредов в Совете Безопасности ООН и в итоге не решался на резкие действия, а тем более авантюры. Трамп, судя по всему, готов поступать по-другому, использовать односторонние силовые методы, не считаясь с ООН.
В общем, Трамп может потягаться со своим предшественником-республиканцем Джорджем Бушем-младшим, который мечтал принять меры против «оси зла» и развязал войну в Ираке, что действующий президент США называл «большой ошибкой». О недопустимости же нанесения ударов по Сирии и даже призывах к Обаме не вмешиваться в сирийский кризис Трамп, как подсчитал журнал Time, как минимум 18 раз писал в Twitter.
Из одной крайности он бросился в другую, не задумываясь о том, что уничтожение сирийских самолетов отразится на борьбе с «Исламским государством» (запрещено в России) и другими террористическими группировками. Хотя именно искоренение исламизма на Ближнем Востоке Трамп еще недавно называл своим главным приоритетом во внешней политике.
На вопрос, почему Трамп изменил свое предвыборное политическое кредо «Америка прежде всего» на «Америка повсюду», пока нет внятного ответа. Одни наблюдатели полагают, что это произошло под влиянием его дочери Иванки – советника президента без зарплаты. Другие видят в этом внутриполитический отвлекающий маневр, с помощью которого Трамп якобы хотел показать, что Россия не оказывает влияния на его выбор, а контакты членов его команды с Москвой были более чем невинными. Тем более что и сын президента Эрик считает, что удар по сирийской авиабазе должен был показать: Трамп не в союзе с Владимиром Путиным и не позволит, чтобы ему указывали из Кремля. «Если США рассердить, то не будет никого тверже в военных вопросах, чем отец», – цитируют сына хозяина Белого дома СМИ.
Впрочем, теперь ясно, что с таким президентом США мир должен быть максимально бдителен: риск большой войны, в том числе ядерной, при нем увеличился. Его внешняя политика сводится к набору непредсказуемых и непродуманных поступков. Под влиянием эмоций от Трампа можно ожидать чего угодно. Если ситуация на Корейском полуострове сегодня столь же взрывоопасна, как на Ближнем Востоке, то почему бы после удара по сирийскому аэродрому 59 «Томагавками» не перебросить в Северо-Восточную Азию атомный авианосец Carl Vinson с почти 6 тыс. военных и 70 истребителями на борту. Тем более что Трамп уже несколько раз предупреждал, что северокорейская проблема может быть решена им единолично.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.