More Words, Less Action

<--

Больше слов, меньше дела

Политолог Авигдор Эскин — о первом зарубежном вояже Дональда Трампа

Первая зарубежная поездка президента Трампа принесла ему неоспоримый успех в деле продвижения интересов собственного военно-промышленного комплекса. Сделка по продаже оружия Саудовской Аравии на $110 млрд поможет ему урегулировать отношения с частью собственного истеблишмента, выталкивающего его с президентского кресла с непримиримым постоянством. Трамп самоудовлетворенно повторил несколько раз после удачи в Эр-Рияде: «Рабочие места, рабочие места». Несомненно, эта крупнейшая сделка будет способствовать сохранению рабочих мест в американском ВПК.

Мы также видели, что Дональд Трамп был очарован пышным приемом и восточными танцами с саблями. Приехав в Израиль, американский президент несколько раз сообщал менторским тоном, что саудовский монарх — «очень мудрый человек». А еще совсем недавно Трамп говорил о том, что именно саудовцы стояли за терактом 11 сентября и что они серьезно профинансировали предвыборную кампанию Хиллари Клинтон. А теперь другая мелодия и иная тональность.

В Израиле отнеслись сдержанно к гигантской сделке, но уже на следующий день после визита Трампа в Иерусалим министр обороны Либерман недовольно отметил, что «жить с такой сделкой будет непросто». И только представьте себе, какое недовольство вызвала бы аналогичная договоренность, например, с Ираном. Притом что границы Израиля почти смыкаются в одной точке с саудовской территорией, а до Ирана почти тысяча километров. Нежелание ссориться с Трампом покамест перевесило опасения, что укрепление саудитов, а вместе с ними и ваххабитов с «братьями-мусульманами» будет не к добру для всего региона.

В ходе визита в Израиль Трамп попросту ничего не сказал: ни слова о палестинском государстве и ни слова о переводе посольства в Иерусалим. Общие слова о мире не впечатлили: Ближний Восток охвачен пламенем в разных точках, превратившихся в пятна на карте. И кто поверит, что именно в такую пору арабо-израильский конфликт станет образцом «перековывания мечей на орала»?

Президент Трамп выразил свое почтение всем трем монотеистическим религиям в ходе своей поездки: он выказал уважение исламу, он посетил Стену Плача в Иерусалиме, а спустя день был принят римским папой в Ватикане. После встречи, оказавшейся, правда, весьма непродолжительной, Трамп сказал, что «не забудет того, что изрек папа». Некоторым тут же вспомнились слова жесткой критики со стороны римского папы в адрес Трампа в ходе его предвыборной кампании по вопросу стены на границе с Мексикой, и не только. Однако президент Трамп имел в виду именно сказанное в ходе нынешней встречи.

Британская газета «Индепендент» назвала прием Трампа в Ватикане холодным. А американская пресса больше цитировала самого Трампа, который посчитал ее не просто успешной, но даже «фантастической». Тем не менее никаких конкретных идей и никаких определенных договоренностей не было оглашено. Общие слова о важности «мира во всем мире» никак не ответили на вопросы о том, удалось ли двум лидерам — политическому и духовному — сгладить противоречия между ними, которые еще недавно, казалось, достигли формы резкой словесной перепалки. Мы ничего не узнали о том, нашли ли они общий язык по вопросу отношения к мигрантам, а также, например, к экологическим проблемам.

Кстати, о мире. Продажа Саудовской Аравии оружия на $110 млрд едва ли может быть воспринята как шаг на пути к миру. Если агрессивные поползновения Ирана были осуждены всем мировым сообществом и поставки оружия Ирану были запрещены, то агрессивные действия Саудовской Аравии, о которых говорил сам президент Трамп, предаются полному забвению, когда в Эр-Рияде показывают готовность платить. А ведь действия Саудовской Аравии по отношению к Сирии, поощрение ею ваххабизма, «арабской весны» и «братьев-мусульман» (запрещенная в РФ организация) вполне могли бы стать причиной для причисления и ее к оси зла, но двойные стандарты частенько оказываются сильнее логики здравого смысла.

Притом что церемониальная сторона визита Трампа в Эр-Рияд, Иерусалим и Ватикан прошла безупречно, мы не находим в ней живого политического содержания, опричь сделки с саудитами. Тем не менее мы видим, что как недруги Трампа, так и его друзья ждут от него нового слова и новой политики.

Но дождутся ли?

About this publication