Words and Deeds

<--

Первый зарубежный визит Дональда Трампа на Ближний Восток к самым верным союзникам — в Саудовскую Аравию и в Израиль — сопровождался беспрецедентной рекламной кампанией. Западные журналисты, в основном из США, словно по заказу расхваливали результаты встреч главы американской администрации с саудовским королем и израильским премьером. «Трамп создает арабское НАТО», «У Ирана никогда не будет ядерного оружия», заявил Трамп», «Трамп поклялся помирить Израиль и Палестину», «Трамп заключил исторический оружейный контракт»… Вот только некоторые заголовки, которые украсили первые полосы зарубежных газет. На самом деле не всё так однозначно, как об этом судачат на Западе.

Начнем с того, что никакого «арабского НАТО» Дональд Трамп не создал и создать не сможет. Слишком сильны и неразрешимы противоречия в арабском мире даже среди ближайших соседей по Ближнему Востоку, исповедующих суннитское направление ислама. В том числе и между четырьмя странами из ядра предполагаемого альянса — Египта, Иордании, ОАЭ и Саудовской Аравии. Например, по отношению к Израилю или по развитию демократии. Египет и Иорданию, хоть и с натяжкой, но можно назвать светскими государствами, а Саудовскую Аравию даже при самой большой фантазии к таким странам отнести никак нельзя. Особенно с ее антидемократическими законами, варварскими обычаями публичных казней и побиваний женщин камнями. Даже размещение в Эр-Рияде Всемирного центра по борьбе с экстремистской идеологией выглядит насмешкой над здравым смыслом. Это всё равно, что поручить лисе надзирать за курятником.

Обещать, что у Ирана не будет ядерного оружия, — всё равно что ломиться в открытую дверь. Тегеран отказался от него, подписав соответствующие документы с МАГАТЭ и шестеркой переговорщиков, куда входят и США. Если Трампу не нравится эта сделка, то разрушив ее, он как раз и подтолкнет Иран к возобновлению работ по обогащению урана до уровня оружейного. Вряд ли ему это позволят в сенате и конгрессе. А что касается «мира между Израилем и Палестиной»… Знают ли, например, в администрации нового американского президента, как остановить поселенческую практику Тель-Авива, который строит дома для своих людей на захваченных палестинских территориях? А это одно из главных препятствий для мира на Святой земле.

Правда, многомиллиардные оружейные контракты, которые подписаны между США и Саудовской Аравией во время визита Дональда Трампа в эту страну, безусловно, могут быть поставлены в заслугу новому американскому президенту. Но и здесь не всё однозначно. Хотя бы потому, что контрактов, как именно контрактов, пока нет —подписаны только протоколы о намерениях. Но и это немало. Дональд Трамп, который обещал в своих предвыборных выступлениях создать в Америке новые рабочие места, обеспечить американские оружейные фирмы и их специалистов новыми высокотехнологическими заказами, твердо держит свое слово. И Эр-Рияд здесь самый надежный ему помощник. Заокеанская печать сообщает, что саудиты получат в ближайшие годы четыре боевых корабля от компании «Локхид-Мартин», 150 вертолетов «Блэк хок» модели S-70, 40 вертолетов CH-47, 115 танков М1А2 «Абрамс», противоракетные системы THAAD и Patriot, системы для проведения киберопераций… Сборка некоторых видов вооружений может быть проведена на предприятиях Саудовской Аравии.

Зачем эта сделка США — понятно. Кроме обеспечения своих ведущих оружейных гигантов вроде «Боинга», «Локхид-Мартина», «Дженерал-Моторс» и других многомиллиардными заказами, есть еще цель вооружить под завязку своего союзника по противостоянию непокорному шиитскому Ирану и Сирии с несговорчивым Башаром Асадом. А вот зачем столько оружия суадитам — они обещали Дональду Трампу дополнительные контракты на ближайшие 10 лет на сумму в $350 млрд — это вопрос. Их довольно малочисленная (75 тыс. «штыков» на 26 млн населения) и плохо воюющая (три года не может справиться с племенами йеменских хуситов) армия и так обеспечена самой современной боевой техникой, что называется, по уши. Ее парк вооружений, пожалуй, самый мощный на Ближнем Востоке, если не считать Израиль. Куда еще?

Но для саудитов закупки нового американского вооружения — это, с одной стороны, как приобретение последней модели покрытого золотом и бриллиантами суперкара, например, «Ламборгини» (ездить не очень удобно, а для престижа и форса — самое то). А с другой — просто обычная взятка самому близкому и могущественному союзнику. Это к любой другой стране арабского мира (да и не только арабского) у Вашингтона и его прессы могут быть претензии по качеству функционирующей в государстве демократии, но только не к Саудовской Аравии, где, к примеру, до сих пор женщина — существо второго сорта. Разве можно подозревать в чем-то плохом режим, который может обеспечить тебя самой дешевой нефтью и устроить, если тебе это почему-то надо, «нефтяной дефолт», а заодно делает такие щедрые оружейные заказы? Конечно, нет. И Дональда Трампа совсем не смущает, что его любимый Израиль в Саудовской Аравии, мягко говоря, недолюбливают. А Израиль не смущает, что визит в Иерусалим президент США совершил как раз из Саудовской Аравии.

Любого другого гражданина, если он прилетит на аэродром Бен Гурион с отметкой в паспорте о посещении Эр-Рияда, могут запросто не пустить в Израиль, а вот Дональда Трампа там встречали с распростертыми объятиями. И не только потому, что он обещал мир между Тель-Авивом и Рамаллой (правда, палестинцы считают своей столицей Восточный Иерусалим, но пока это Рамалла). Кроме обещаний о мире, президент США привез в Израиль и новые оружейные контракты, точнее — безвозмездные кредиты на закупку американской военной техники. Она поставляется в эту страну, как, впрочем, и в Египет, на $2–4 млрд ежегодно. На этот раз Дональд Трамп привез Тель-Авиву подтверждение продолжения закупок истребителя пятого поколений F-35. Ни у кого из соседей Израиля таких самолетов нет и в ближайшее время не будет.

Далеко не все слова Дональда Трампа, которые он произнес за пару дней пребывания на Ближнем Востоке, воплотятся в жизнь, но вот оружейные контракты обязательно будут исполнены. Свое обещание для своей страны он выполнит непременно.

About this publication