Will Trump Help Bring Russia and Europe Closer Together?

<--

Подписание американским президентом новых антироссийских санкций и довольно резкая реакция на них ряда европейских политиков вызвали в среде российских политологов, близких к Кремлю, надежды на ревизию пока негативного отношения Европы к России. Первоначальная озадаченность лидеров Запада жесткими действиями Трампа привела в среде прокремлевских политологов к мнению, мол, «все больше представителей западной, прежде всего европейской (и более того – германской), элиты выступает за нормализацию отношений с Россией и поэтапное снятие санкций с нашей страны». Основой для подобных надежд являются рассуждения, что Европе необходимо как минимум сохранение экономической базы отношений с Россией. Считается, что «как максимум ЕС и Германия заинтересованы в сохранении льготного порядка доступа к российскому рынку образца 2011 года и ресурсам». Конечно, речь идет об углеводородных ресурсах, освоением которых на территории России занимается ряд европейских фирм, в том числе и крупнейшая немецкая нефтегазовая компания Wintershall.

Но такой взгляд носит скорее утопический характер. Торговля с Россией не является основополагающей для немецкой экономики, а ресурсная проблема (прежде всего газ) все в большей степени решается на путях диверсификации энергоснабжения и замены ископаемых носителей энергии возобновляемыми источниками. Об этом прямо говорят немецкие эксперты в области энергетики, такие как Клаудиа Кемпферт из берлинского Института экономики. Как отмечает эксперт Федор Лукьянов из Московского центра Карнеги, «сразу можно сказать, чего не будет – антиамериканской Европы, которая, освободившись от диктата из-за океана, захотела бы объединить континентальные возможности с Москвой. Без США, продолжает он, Европа видит Россию как опасность. И уж точно, продолжает эксперт, не рассматривается модель, с которой аж с горбачевских времен обращается Кремль: давайте строить Европу на равноправных основаниях, как совместное предприятие».

Что может ожидать Москва от Европы в этих условиях? Как это ни странно звучит, исхода парламентских выборов в Германии. Поскольку именно Германия как сильнейшая в экономическом плане страна Евросообщества после британского брекзита определяет будущее и экономической, и внешней политики ЕС. А сейчас на политическом горизонте ведущих политических партий страны (к которым надо отнести и перспективные в плане участия в различных правительственных коалициях либералов и зеленых) имеются зачастую совершенно противоположные взгляды на будущее отношений с Россией. Так, если лидер СвДП Кристиан Линднер призывает дать Путину шанс выйти из тупика (в отношениях с Европой) вплоть до вынесения за скобки проблемы Крыма, то лидер Союза 90/Зеленые Джем Оздемир призывает Европу заменить США в качестве главного защитника атлантических ценностей. В среде же основных политических партий господствует значительный разнобой во мнениях. От поиска путей налаживания отношений с Россией (при строгом условии реализации Минских соглашений и отказа от аннексии Крыма), если судить по заявлениям ряда видных социал-демократических деятелей, до продолжения санкционного давления, как это требуют политики ХДС. Ведь недаром же, выступая на днях в ток-шоу Illner Intensive на Втором канале немецкого телевидения ZDF, глава Ведомства федерального канцлера Петер Альтмайер, одно из самых доверенных лиц канцлера Ангелы Меркель, высказал мнение, что именно санкции приведут к тому, что «разумные силы в России возьмут верх». Другими словами, что российский избиратель проголосует за нынешнюю внепарламентскую оппозицию или она придет к власти каким-либо иным путем. Другой трактовки этих высказываний, наверное, нет.

About this publication