Во что может вылиться противостояние Вашингтона с Тегераном
С момента объявления президентом США Дональдом Трампом решения о выходе его страны из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и восстановления санкций в отношении Ирана перед Ближним Востоком замаячила перспектива быть втянутым в широкомасштабную войну с участием большинства стран региона с непредсказуемыми последствиями, а мировой экономике свалиться в смертельный штопор на рынке нефти.
Градус напряженности вокруг Ирана американцами нагнетался последовательно начиная с лета 2018 года. В итоге это вылилось вначале в мае в провокации с танкерами в порту Фуджейра, а на днях – в Ормузском проливе. Все это происходит на фоне развернутой США против Ирана психологической войны, ведущую скрипку в которой играют помощник президента по национальной безопасности Джон Болтон и государственный секретарь Майкл Помпео, и переброски в регион дополнительных американских группировок.
После того как средства иранской ПВО сбили американский беспилотник RQ-4 Global Hawk, казалось, что напряженность достигла апогея. Президент США Дональд Трамп сначала принял решение нанести ответный удар по Ирану, однако позже передумал. В этот раз обошлось, но мировая общественность по-прежнему с огромной тревогой ждет, что будет дальше, решатся ли американцы на военную операцию и что в ответ предпримет Иран, которого американские «ястребы» пытаются целенаправленно загнать в угол.
Гарантировать в наше время не может даже Господь Бог. Уже стало нормой, когда лидеры и политики некоторых западных государств, не моргнув, с серьезным видом впаривают своим избирателям откровенный бред, называя белое черным, а черное белым. За такие высказывания в нормальном обществе сразу же бы направили в палату номер 6. К сожалению, мир имеет то, что имеет. Это трагедия современной дипломатии и силовых структур. Но в мире надеются на то, что в администрации президента Трампа и в федеральных агентствах США не все самоубийцы и есть люди, отдающие отчет в том, что они творят.
В отличие от прогулки Армии США и их союзников в 2003 году по Ираку такого блицкрига в Иране не произойдет. Это будет серьезная война с большими потерями и разрушениями для стран Ближнего Востока и самих Соединенных Штатов.
На чем основываются такие предположения? Ирак раздирали религиозные и национальные противоречия. Саддаму Хусейну удавалось удерживать государство путем жестоких репрессий. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, когда коалиция во главе с США вторглась в Ирак, Саддаму пришлось вести войну сразу на нескольких фронтах, в том числе со своими гражданами: на севере с курдской пешмерга, на юге – с отрядами оппозиционного Иракского национального конгресса. Армия, с солдатами и командирами которой активно работали американские спецы и представители оппозиции, поднимала белый флаг и целыми армейскими корпусами во главе с командирами складывала оружие. Сопротивление в ряде мест оказали лишь части Республиканской гвардии. Но в ситуации всеобщего хаоса, падения морального и боевого духа, разложения и откровенного предательства гвардейцы ничего не могли сделать.
В Иране ситуация иная. Да, это не идеальное общество в понимании европейцев, и там немало внутренних проблем, но иранцы находятся много десятилетий под санкциями Запада и живут в результате этого, а также откровенных управленческих ошибок собственных властей действительно тяжело. Тем не менее, как говорят сами иранцы, перед лицом внешнего врага они готовы объединиться для отпора агрессии.
Иран обладает достаточно мощными вооруженными силами. Это собственно сама армия и Корпус стражей исламской революции – структура, имеющая в своем составе такие же компоненты, как и национальная армия: сухопутные войска, ВВС, ВМС, сильную разведку и части специального назначения. Кстати, американский беспилотник был сбит ПВО КСИР расчетом зенитного ракетного комплекса 3rd Khordad иранского производства.
Точных данных численности вооруженных сил Ирана нет. Где-то примерно 900 тыс солдат и офицеров. К ним надо добавить народное ополчение – Силы сопротивления «Басидж». Это не менее 3 млн человек.
Нет гарантии, что из солидарности с Ираном против американцев и их союзников не выступят йеменские хуситы, ливанская «Хезболла», некоторые группировки иракских шиитов. По некоторым данным, хуситы отработали тактику применения ударных беспилотников на дальние расстояния – чуть ли не до 1 тыс. км – и угрожают, если что, нанести удары по всем, кто поддержит американцев в войне против Ирана. Понятно, что под этими «всеми» имеются прежде всего Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. И что тогда? Новый Армагеддон на всем пространстве Ближнего Востока?
В отличие от войны с Ираком никто не спешит заявлять о своей готовности войти в военную коалицию с американцами против Ирана. Даже верный союзник Вашингтона – Великобритания устами своего министра иностранных дел Джереми Ханта делает обтекаемые заявления.
Скорее всего ситуация ни мира, ни войны продлится до президентских выборов в Соединенных Штатах. Трампу военное поражение в преддверии выборов не нужно. Чтобы получить голоса избирателей, он будет придерживаться воинственной риторики для сохранения образа жесткого мачо.
Хочется надеяться на то, что американские политики наконец-то поймут, что у мира много других проблем, и без того наносящих удар за ударом по мировой экономике и системе глобальной безопасности. В условиях сокращения природных ресурсов, запасов питьевой воды, бурного роста населения, серьезных климатических изменений выжить в одиночку становится все более проблематично даже для крупных стран. Серьезным и ответственным политикам думать надо об этом, а не вынашивать планы, где бы еще разжечь пожар войны.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.