Кол в дружбу
Тюрколог Юрий Мавашев — о том, как санкции против Турции и признание геноцида армян отразятся на отношениях Вашингтона и Анкары
Конгресс США принял законопроект, предусматривающий введение санкций в отношении Анкары из-за ее операции против курдов. Согласно документу, предполагается заморозить активы представителей политического руководства республики, включая министра обороны страны Хулуси Акара, приостановить отправку вооружений в Турцию, а также существенно осложнить работу HalkBank. И хотя документ еще должен пройти одобрение сената, уже сегодня рядовые турки простились с иллюзиями. Ведь конгрессмены достали из рукава самый болезненный вопрос, по которому Турция определяет настоящих друзей и врагов не одно десятилетие, — армянский геноцид 1915 года.
Разрабатывая санкции, конгрессмены как бы обошли стороной тот факт, что 23 октября президент США Дональд Трамп отменил другие антитурецкие ограничения. По всей видимости он решил, что подписанный Москвой и Анкарой сочинский меморандум отвечает на многие опасения по поводу судьбы курдского населения на севере Сирии.
К слову, во время введения рестрикций Трампа американское Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) выпустило три лицензии, разрешающие компаниям из Штатов сотрудничать с турецкими подсанкционными министерствами. Тем самым глава Белого дома явно давал понять, что открыт к компромиссам с Анкарой. Чего явно нельзя утверждать о конгрессменах.
Поводом для подобной активности послужила не только операция Анкары против курдов на севере Сирии, но и приобретение Турцией российских ЗРК С-400 «Триумф». На протяжении нескольких лет Анкара усиленно пытается пояснить американцам очевидное: Турция — суверенная страна и вольна приобретать вооружение, у кого посчитает нужным. Более того, республика неоднократно делала жесты доброй воли в сторону США, заявляя, что готова приобрести и американские комплексы Patriot на взаимовыгодных условиях. Но Трамп лишь ответил, что необходимо «проработать вопрос».
Глубоко символично, что санкции начали обсуждать именно 29 октября, когда Турецкая Республика отмечала 96-ю годовщину своего провозглашения в 1923 году. По сути, это главный государственный праздник, к которому власти страны часто приурочивают многие достижения ее народа. Так, до 2023 года (столетие республики) Анкара планирует ввести в строй энергоблок АЭС Аккую. Это российско-турецкий проект, реализуемый по модели «строй — владей — эксплуатируй».
Между тем американские авторы резолюции по проблеме геноцида как будто бы и не скрывают политической подоплеки своей инициативы: главное — укусить Турцию, и побольнее, за сочинский меморандум, проведя параллель между курдами и армянами. Хотя при таких сравнениях попытки конгрессменов ворошить прошлое, вспоминая о событиях 1915 года, выглядят неубедительно.
Сегодня расхождение и разногласия в оценке международной ситуации президентом США Дональдом Трампом и конгрессменами выливается в то, что трагические события 1915 года в Османской империи становятся инструментом в руках нечистоплотных политиканов всех мастей. Вряд ли такой подход поможет решить проблему. Создается впечатление, что никого из законодателей не волнует, чем были трагические события 1915 и чем они не являлись.
Турецкая сторона неоднократно предлагала армянам действовать в историческом и правовом русле, открыв все архивы, обмениваясь информацией. Ведь зачастую заявления парламентов по признанию или отрицанию геноцида носят политический характер, а их авторы не вдаются в исторический контекст. Еще Османская империя осудила преступления младотурок, руководители которых были убиты армянами. А депортация последних касалась преимущественно населения восточной Анатолии (или Западной Армении — кому как больше нравится) и была непосредственно связана с Первой мировой войной.
Тогда большинство депортированных погибли в сирийской пустыне Дейр эз-Зор от голода и болезней. Данное обстоятельство не умаляет трагедии, но изучение каждой детали важно.
Злые языки скажут: «Россия тоже признала геноцид еще в 1995 году». Они будут правы лишь отчасти. Ведь в отличие от американских конгрессменов российские парламентарии не привязывали данный вопрос к политической конъюнктуре, не рассматривали трагические события 1915 года как повод выяснять отношения с исполнительной властью, как это делают законодатели США, борясь с внешней политикой Дональда Трампа по принципу «назло кондуктору куплю билет и пойду пешком».
В американском случае «пойти пешком» — это потерять больше, чем приобрести от ухудшения отношений с Анкарой. Вряд ли застрельщики законопроекта — глава комитета по международным делам демократ Элиот Энгель и конгрессмен-республиканец Майкл Маккол — всерьез задумываются о последствиях проводимой политики.
Турецкий же народ отличается хорошей исторической памятью. Руководитель управления по связям с общественностью администрации президента Турции Фахреттин Алтун в своем заявлении в Twitter отметил: «Этот акт американцев всего-навсего наносит урон будущим перспективам двусторонних отношений, делая его эффект долгоиграющим во всех отношениях».
Действительно, существуют определенные политические и исторические измерения, неосторожные шаги, которые могут принять необратимый характер, когда отмотать будет нельзя. Турок сегодня уже мало волнует, виновен ли в происходящем американский конгресс или Белый дом. Важно другое: в турецко-американскую дружбу со стороны Вашингтона вбит даже не клин, а осиновый кол.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.