Guardians of Lies

<--

Георгий Бовт о технологии «журналистских расследований» в США.

«В военное время правда столь драгоценна, что ее должны охранять караулы лжи», — написал Черчилль в автобиографии. Эта фраза точно подходит к современным информационным войнам. Россия и Америка сейчас находятся в состоянии такой войны. Поэтому историю о том, как вездесущее ГРУ щедро благодарило талибов (запрещены в РФ) за голову каждого убитого американца, надо рассматривать именно с этой точки зрения.

И в этом смысле та паранойя, которая воцарилась в головах не только американских демократов (они никак не успокоятся по поводу своего поражения в 2016 году по причине «вмешательства русских»), но и всего конгресса, и почти всего американского политического истеблишмента по поводу «Путина и его режима» — она, на самом деле, хорошо дозирована и оркестрована. Потому что на войне как на войне.

Разберем кейс с точки зрения пропаганды и спецпропаганды (тем более что последняя — моя военно-учетная специальность как-никак).

Что имеем? Серию публикаций газеты The New York Times. Которая в данном случае выступает в роли фактически «партийной газеты» Демпартии, в точности следуя установкам тов. Ленина, прописанным в статье «Партийная организация и партийная литература». Но скорректированным с учетом требований времени, согласно которым нет правды как таковой, а есть «пост-правда».

«Разоблачительная информация», заметим, не вываливается одной кучей, а сливается дозированно. Это грамотно. Тем самым поддерживается постоянный интерес, как к сериалу, развивается интрига (разоблачения идут по нарастающей), происходит накрутка политической тусовки.

А обыватель, в точности согласно постулату «дыма без огня не бывает», постепенно приучается к мысли о том, что русские плетут шашни с талибами (организация запрещена в России) против американских парней. Пока, правда, непонятна система отчетности. В идеале, талибы (организация запрещена в России) должны были бы доставлять в посольство России в Кабуле скальпы морпехов, ну или, по крайней мере, отрезанные уши. Подождем, может, еще и это вскроется.

Вброс разоблачений по времени появляется, кажется, тоже не случайно: после того, как ненавистный демократам Трамп заикнулся о том, что хочет пригласить еще более ненавистного Путина на саммит «G7». К этому времени уже несколько утомил информационный накал бесовщины под именем «Black Lives Matter» (СМИ не могут держать сразу несколько «хайпов»), а снос памятников по всей стране превратился в рутину дней. При том что в публикациях — как само собой разумеющееся — не раз повторяется мысль о том, что русские давно (пару лет) крутят шашни с талибами (организация запрещена в России), поставляют им оружие и так далее. И даже якобы американские переговорщики не раз ставили вопрос «на переговорах с Лавровым».

МИД РФ, правда, успел опровергнуть. Но кто ему поверит. Правда, и госдепартамент не стал поддерживать это обвинение. Судя по всему, оно лживо от начала до конца (в том числе в части постановки вопроса на переговорах). Но это не имеет значения. Караулы лжи построены в парадный расчет. Не стыкуется в публикациях только одно: почему же NYT молчала об этом года два?

Не будем вдаваться в подробности о том, как, чисто гипотетически, могло приниматься в России по каналам спецслужб решение о поставках оружия и денег организации, которая официально признана террористической. В фильмах это «прокатывает», в реальной жизни, где даже в легендарном ГРУ, как мы видели по примерам прошлых «разоблачений», вполне действуют российские нормы бухгалтерской отчетности (вплоть до квитанций за оплату такси во время командировки в Солсбери), — не очень. Еще забавнее подметить упоминание некоего «банковского счета, находящегося под контролем российской военной разведки». Якобы именно с него шли деньги талибам (организация запрещена в России). На карточку бросали? Потом говорится, что они все же шли через систему переводов «хавала», распространенную в исламском мире. Но тогда причем тут банковский счет? Да и банк не назван, было бы любопытно узнать, где у ГРУ рс. Но и это уже неважно.

Важен сам принцип. У нас он называется «наброс г-а на вентилятор». А у них там — по-умному, Gish gallop.

Так называется тактика ведения дебатов, по имени «придумавшего» ее видного представителя направления «креационизма», американского биохимика Дуэйна Толберта Гиша. Она заключается в том, что на голову оппонента обрушивается огромное количество непроверенных, недостоверных и просто лживых фактов и подробностей, ответить (опровергнуть) на каждый из которых он просто не способен в силу их разноплановости и абсурдности. Мол, как можно это всерьез обсуждать. Зато вся эта куча призвана создать у стороннего наблюдателя впечатление, что тот, кто «набрасывает», в целом прав.

Эта тактика отлично освоена и многими нашими пропагандистами. Но я сейчас не об этом.

В соответствии с тактикой «галопа Гиша», в публикациях NYT дозированно появляются новые подробности. Сначала говорится об анонимных источниках (допросы афганских спецслужб, которые наверняка славны своими прочными процессуальными традициями). Затем появляется некий «посредник» (важна персонификация информации, так что опять ход верный) между русскими и талибами (организация запрещена в России) по фамилии Азизи. У него нашли полмиллиона кэшем. А там, где кэш, там, в представлении журналистов NYT и простого американского обывателя, непременно где-то рядом в кустах сидят русские.

И ничего, что означенный Азизи подрабатывал наркоторговлей. Ясен пень, что в ГРУ платят щедрее, чем колумбийские наркобароны.

Не менее забавна и сумма, которую якобы сулили коварные русские за голову каждого убиенного морпеха. Сто. Тысяч. Долларов. Учитывая, что в прошлом году в Афганистане погибли 23 американских военнослужащих, через «кассу ГРУ» должны были пройти больше двух миллионов долларов наличных денег. Их ввозили через посольство или на верблюде через Таджикистан?

Ждем подробностей. Кстати, для справки, базовая стоимость переносной установки «Стингер», которые раньше США поставляли в Афганистан для борьбы с «советским вторжением» (а затем скупали втридорога по всему миру) — 38 тыс. долларов. Это как же ГРУ переплачивало!

Сумма в 100 тысяч баксов призвана впечатлить конгрессменов, готовящих законопроект о признании России страной-спонсором международного терроризма, а также простого обывателя. Последнего учило кино Голливуда, что жизнь американского солдата, «рядового Райана», не может стоить дешево.

Обыватель не знает (и не должен), что в годы чеченской войны, к примеру, достаточно было отстегнуть простому «индоктринированному» нищему парню баксов сто, не больше, и выдать мину для установки где надо. Таджикские исламисты, говорят, стоили еще дешевле – по двадцатке. Вряд ли в нищем Афганистане расценки много выше. Даже рассуждая чисто гипотетически. Но не писать же про такую нищебродскую стыдобу в солидной газете.

Абсурден и сам изначальный посыл. Но это для нас, не для американской публики.

Получается, что талибы (организация запрещена в России) забесплатно янки убивать никак не хотели, если бы не русское бабло. Им начисто отказывают в идейности в борьбе «за веру». И чем они только все эти годы занимались? А как бабло пошло — так и стали «мочить».

А коварный Путин (кто еще мог отдать приказ?), отдавший такой приказ своим спецслужбам, явно решил, в порядке самоубийственной мании, поиграть с огнем и Америкой еще и в Афганистане, а то мало ему было скандала и санкций после выборов в США 2016 года.

Упоминается в разоблачениях, помимо талибов (организация запрещена в России), еще одна террористическая исламистская структура. Так называемая «Сеть Хаккани». С ней русские тоже шашни крутили якобы. Она была основана умершим в 2018 году Джелалуддином Хаккани, еще когда афганских исламистов-террористов в Америке называли уважительно «моджахедами», а соратники Усамы Бен Ладена напрямую финансировались ЦРУ. Сейчас группировку, выступающую в союзе с Талибаном (организация запрещена в России) и увлеченно, даже сладострастно убивающую американских военных уже много лет, возглавляет его сын Сиражуддин. Про нее всем, кто следит за Афганистаном, известно, что она тесно связана с пакистанским спецслужбами (и даже базируется поближе к границам Пакистана), в том числе финансируется ими. И, по идее, обвинения в финансировании «убийц американских военных» надо бы адресовать Исламабаду. Тут куда больше оснований. Но, как мы понимаем, не эту цель преследуют авторы «партийной газеты» NYT.

Кстати, недавно с любопытством узнал о богатом творческом пути одного из нынешних страстных журналистов-разоблачителей. Его зовут Дэвид Сангер. Он старается «лепить горбатого к стене» ничем не хуже, чем некоторые у нас старались в пору катастрофы малайзийского «Боинга» над Донбассом.

Сангер — журналист со стажем. Стилистика пробрасывания как само собой разумеющейся информации о том, что у русских, мол, «давнишние связи с Талибаном (организация запрещена в России), делается им теперь в точности так, как в 2002 году он же писал как о само собой разумеющемся о наличии у Ирака оружия массового поражения. (Эта мысль упоминалась в его тогдашней статье летом 2002 года аж несколько раз). Сангер выступил тогда в роли одного из «информационных вдохновителей» вторжения в Ирак. Уже позже он был пойман на вранье по поводу того, как в эту операцию было вовлечено британское правительство Тони Блэра (впоследствии такое участие было признано Лондоном ошибкой). Но кто же теперь об этом вспомнит. И именно Сангер одним из первых — 6 января 2017 года — напишет в заголовке своей статьи, что это «Путин отдал приказ начать «кампанию влияния» с целью решить исход выборов в США» в 2016 году.

Любопытно также, что частью информационной подготовки администрации Буша-младшего к вторжению в Ирак были так называемые «ежедневные брифинги для президента», с которых, собственно, начался и нынешний скандал про русских и талибов (организация запрещена в России). В частности, с подачи тогдашнего вице-президента Дика Чейни в эти материалы была вброшена информация о том, что Саддаму Хусейну шли поставки урана из Нигерии. МАГАТЭ тогда проверил это дня за два, назвав голимой ложью. Однако широкой публике запомнилась первая публикация. Которая была подана в «брифинге» как слух. Но Буш искал любое обоснование для вторжения. Такое сгодилось.

Именно это сейчас вменяют противники Трампа в вину его администрации. То, что некий «слух» не был доведен до него лично, а президент, в свою очередь, не принял жестких ответных мер против Москвы. Дело в том, что на пути «слуха» встала некая высокопоставленная сотрудница ЦРУ, докладывавшая президенту. Она сочла информацию о сговоре Москвы с талибами (организация запрещена в России) недостоверной и в окончательную версию доклада не включила.

Правда, советник по нацбезопасности Роберт О’Брайен утверждает (явно прикрывая свой зад), что у его в материалах эта информация была. Вовремя освежил память и его предшественник на этом посту Джон Болтон. Он страшно обижен на Трампа за увольнение в прошлом голу в унизительной форме и уже успел накатать объемную книгу о том, какой Трамп некомпетентный хам и идиот. Да, дескать, вспоминает теперь Болтон, что-то такое я докладывал начальнику еще в 2019 году насчет русских.

И тут стоит привести цитату из интервью Болтона телеканалу Fox еще 2010 года. Когда его спросили, как он относится к дезинформации в международных отношениях, он ответил: «Если мне понадобится сказать нечто заведомо лживое для защиты американских интересов, я это сделаю». Поскольку, продолжил он, «в международных отношениях не действуют те же законы, которые работают в американском гражданском обществе, живущем по конституции», а там Америка имеет дело с хаотичным пространством, где применимы совсем другие правила. Поэтому, продолжил тогда еще будущий советник по нацбезопасности, «для защиты США от внешних угроз требуются совсем другие действия, нежели в обычной деловой практике внутри Соединенных Штатов, и я бы не стал никогда за это извиняться».

Так что, по сути, против Москвы сейчас ведется информационная кампания примерно в том же стиле, каковая велась в 2002 году против Ирака накануне вторжения в эту страну и для обоснования такого вторжения. Разница в том, что что целью является не война в прямом смысле этого слова, а принятие закона, где была бы прописана процедура признания России страной-спонсором международного терроризма, со всеми вытекающими санкционными последствиями (все нынешние санкции покажутся «цветочками»). И чтобы Россия оказалась в одной компании с такими странами (они признаны Америкой на сегодня таковыми), как Иран, Судан, КНДР и Сирия.

Это не значит, что надо уподобляться таким, как Дэвид Сангер или престарелая нервическая спикерша палаты представителей Нэнси Пелоси, которая «кушать не может» — так ее трясет от Трампа, ну и от русских заодно. Не надо впадать в антиамериканскую истерику по всем фронтам. Мы в ближайшие годы будем сосуществовать с этой страной как с врагом, а она с нами — аналогично. Но мы когда-нибудь помиримся с Америкой. Очень бы этого хотелось. Но не сейчас. И точно не до 2024 года. И вообще не при этом поколении политиков. И это, видимо, означает, что в обозримом будущем, если мы просто перестанем вообще иметь с Америкой какие-либо дела (вплоть до понижения уровня дипотношений или даже их разрыва), то будет только лучше.

Может, надо эти отношения полностью обнулить, чтобы потом начать сначала, как сейчас пытаются начать Вашингтон и Минск, радуясь каждой незначительной позитивной ерунде. Подождать, пока она успокоится. Пока мы войдем в другой этап своего развития. Ну или она станет относиться к нам примерно так же, как к Пакистану. С которым ничего поделать нельзя потому, что может стать еще хуже.

About this publication