Congress and Cod

<--

«Газпром» больше не является владельцем трубоукладчика «Академик Черский». По имеющимся данным, судно передано в собственность Самарскому теплоэнергетическому имущественному фонду (СТИФ). Теперь, несмотря на жесткий характер действующих санкционных ограничений, российская газовая компания и её дочерние предприятия действительно могут избежать санкций со стороны США и при этом достроить «Северный поток – 2».

В декабре прошлого года начал действовать американский закон «О защите энергетической безопасности Европы». Он предусматривает введение санкций за строительство морских газопроводов из России в Германию и Турцию. Под них подпадают компании, которые владеют судами, занимающимися непосредственной укладкой труб, а также компании, которые продали эти суда или сдали их в аренду. Принятие закона напугало подрядчика Allseas, и строительство «Северного потока – 2» в конце декабря 2019 года было приостановлено. На тот момент оставалось уложить около 6,5% труб.

Американские политики отрапортовали, что спасли Европу от страшной угрозы — получать голубое топливо напрямую, а не через посредников в лице Украины. По их мнению, никто не осмелится достроить российский (на самом деле российско-европейский) газопровод, а у самой России необходимых технологий нет.

Однако в 2015 году «Газпром» приобрел судно-трубоукладчик, которое получило название «Академик Черский». Его планировалось использовать на Дальнем Востоке, на месторождениях в Охотском море. В начале этого года оно вышло из порта Находка и по сложному курсу, регулярно меняя пункт назначения, отправилось в Балтийское море. Хотя все заинтересованные стороны понимали, с какой целью идет это судно, формальных поводов задержать его во время пути не нашлось.

Придя в настоящий пункт назначения, «Академик Черский» стал готовиться к работам по достройке «Северного потока – 2». Судно отвечало всем требованиям, которые предъявляла к трубоукладчикам Дания (в частности, на нем была установлена система динамического позиционирования). Оставалось получить формальное разрешение. Оно было выдано в установленные сроки. Более того, датский регулятор оказался настолько добр, что выдал разрешение барже «Фортуна», у которой не было системы динамического позиционирования, но в остальном она тоже отвечала всем требованиям.

Оставалась проблема права собственности, а с ней и проблема санкций. После начала строительства компания «Газпром флот», осуществляющая эксплуатационное управление «Академиком Черским», могла подпасть под ограничительные меры со стороны США. Кроме того, государственные деятели из Соединенных Штатов неоднократно заявляли, что под санкциями может оказаться и сам «Газпром». И если для «Газпром флота» предполагаемые ограничения вряд ли оказались бы болезненными, то для его материнской компании они могли бы создать ряд заметных проблем. Значит, необходимо было сменить собственника, притом таким образом, чтобы не попасть под дубину санкционной войны.

Впервые информация о смене собственника «Академика Черского» прозвучала в начале лета. Примерно в то же время американские конгрессмены начали выдвигать законопроекты, не только предполагающие расширение списка подпадающих под санкции видов деятельности, но и уточняющие ряд понятий, использующихся в действующем законе «О защите энергетической безопасности Европы». В частности, пункты о том, что под санкции подпадают лица, причастные к продаже, аренде или предоставлению трубоукладочных судов, предлагается расширить за счет фразы «или содействуют продаже, аренде или предоставлению».

Вероятно, перед нами попытка прикрыть лазейку в законе, которую обнаружили американские законодатели. И, вероятно, не только они. К примеру, невольно возникает вопрос: следует ли из закона то, что надо наказывать компанию, которая не продала и не сдала в аренду, а, к примеру, подарила, трубоукладчик другой компании? На этот вопрос косвенно отвечает дополнение о «содействии», которое сейчас пытаются протащить через американский парламент. По всей видимости, действующий закон не в полной мере перекрывал возможности по передаче судов для укладки российских экспортных трубопроводов.

С некоторой долей допущения стоит заметить, что передача «Академика Черского» в собственность компании СТИФ не включала в себя продажу или сдачу судна в аренду. Кроме того, эта операция также подкрепляется российскими нормами, которые позволяют «Газпрому» сохранять в тайне ряд аспектов, раскрытие которых может повлечь за собой введение санкций. То есть при сохранении нынешнего положения дел ни «Газпром флот», ни его материнская компания не подпадут под санкции. Впрочем, существует вполне обоснованное мнение, что, будь у Соединённых Штатов возможность, они бы давно ввели их против «Газпрома». Но такой шаг косвенным образом привел бы к новому витку торгового противостояния с Евросоюзом.

А тем временем, в течение последней недели быстро вспыхнул и так же быстро угас скандал с треской. Немецкие СМИ распространили информацию, что укладка газопровода откладывается до сентября из-за нереста этой рыбы. Такой риск обсуждался заранее. Но оператор газопровода и датский регулятор оперативно выступили с официальными заявлениями, в которых говорилось, что район строительства не затрагивает территории нереста. Фактически, это означает, что укладка финального участка «Северного потока – 2» может начаться в ближайшее время, а завершиться — еще до вступления в силу новых санкций.

Автор — аналитик, заместитель генерального директора Института национальной энергетики

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

About this publication