As Shown by the Account of the Geneva Meeting

<--

По женевскому счету

Политолог Александр Ведруссов — об успешной реанимации российско-американского диалога


За последние годы российско-американские отношения деградировали «до самой низкой планки». Именно поэтому сам факт проведения полноценного саммита лидеров двух стран уже можно считать своеобразным прорывом. Для обеих сторон.

Для начала действующим президентам России и США хватило здорового прагматизма, чтобы зафиксировать недопустимость отсутствия «стабильных и предсказуемых» отношений между двумя ведущими ядерными государствами. Неожиданно для многих заметную инициативность в разрядке напряженности между странами проявила именно администрация Джо Байдена. Одним из первых пунктов ее внешнеполитической повестки стало продление действия договора СНВ-3 до 2026 года. Без предварительных условий.

Эта линия была продолжена и на переговорах президентов России и США в Женеве. Единственным итоговым документом саммита стало их совместное заявление по стратегической стабильности в мире. Москва и Вашингтон, будучи ответственными международными акторами, не могут позволить себе роскошь отказаться от диалога «по снижению рисков вооруженных конфликтов и угрозы ядерной войны» даже на самом низком уровне двусторонних отношений.

В свою очередь комплексный двусторонний диалог по глобальной безопасности и ядерному нераспространению вполне может постепенно вытянуть на приемлемый для обеих стран уровень и другие сопутствующие вопросы, представляющие взаимный интерес. «Могущественные и гордые» государства даже в условиях продолжающейся конфронтации должны уметь вырабатывать базовые правила взаимодействия и сохранять стабильные каналы общения. Особенно в напряженной обстановке.

Показательно, что президент Байден не только очертил контуры совместных усилий по нормализации обстановки в Сирии и Ливии, но и отметил конструктивную роль и даже помощь России в урегулировании кризисных ситуаций вокруг Ирана и Афганистана. Укрепление позиций Москвы на Большом Ближнем Востоке, как это ни странно, по-своему способствует налаживанию действенных российско-американских механизмов согласования интересов в этом стратегически важном регионе.

Чего не скажешь об Украине, ставшей для России и США камнем преткновения, который уже много лет не получается сдвинуть с мертвой точки. Москва с удивительным терпением и последовательностью добивается выполнения официальным Киевом одобренных Советом безопасности ООН Минских соглашений, в то время как Вашингтон лишь повторяет порядком поднадоевшие мантры о суверенитете и территориальной целостности Украины. Немного обнадеживающим сигналом со стороны США можно считать разве что отказ американского руководства положительно отвечать на настойчивые просьбы Киева о скорейшем присоединении к Североатлантическому альянсу. Однако в долгосрочной перспективе Москва, памятуя о предыдущем негативном опыте, может удовлетвориться лишь юридически обязывающими международными соглашениями, но никак не пустой риторикой.

Определенные точки неконфронтационного соприкосновения лидеры России и США обозначили по проблематике Арктики, глобального изменения климата и даже по вопросу совместного противодействия киберугрозам. Если хельсинские договоренности с предыдущей американской администрацией по совместному расследованию киберпреступлений так и остались нереализованными из-за сложной внутриполитической обстановки в США, то ожесточенного сопротивления инициированным в Женеве новым президентом коммуникационным механизмам со стороны «вашингтонского болота» не ожидается. Несмотря на упрямое повторение дежурных обвинений в адрес России, Байден трезво оценивает киберриски со стороны многочисленных, в том числе негосударственных акторов, действующих сегодня на международной арене.

«Ок, что дальше?» — вопрошает на своей пресс-конференции по итогам саммита американский президент. «Иллюзий никаких нет и быть не может», — как бы отвечает ему российский лидер на отдельном подходе к СМИ. На уровне официальных документов США останутся для России «недружественной страной». Москва для Вашингтона — главной военной угрозой. Всё это ни в коем случае не отменяет самого активного поиска диалоговых механизмов для разрядки напряженности и взаимодействия в сферах, представляющих взаимный интерес.

Уже это, по женевскому счету, является своеобразным прорывом в российско-американских отношениях, которым просто нельзя позволить ухудшаться до бесконечности.

Автор — руководитель аналитического центра «СтратегПРО»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

About this publication