US Declares China Its Biggest Rival

<--

США называют Китай своим главным соперником. Как американцы рассчитывают победить?

Речь не только о санкциях и военном сдерживании

На прошлой неделе в Китае отметили 100 лет со дня образования Коммунистической партии страны. Выступая на торжественной церемонии, руководитель КНР Си Цзиньпин заявил, что Китай должен превратить свою армию в одну из мощнейших в мире. Его призыв прозвучал на фоне усилий США закрепить курс на опережение Китая. В Вашингтоне выделяют все больше средств на противостояние с КНР, причем не столько в военной сфере, сколько в области науки и технологий.

Конкуренция с Китаем — один из немногих пунктов, который сближает демократов и республиканцев. И те и другие едины в том, что Пекин и есть главная угроза для американского лидерства. В начале июня Сенат США с большим перевесом (68 против 32) одобрил законопроект U.S. Innovation and Competition Act of 21 (USICA) — документ, который должен определить американскую политику в отношении КНР на годы вперед.

USICA предполагает колоссальное вливание федеральных денег в первую очередь в научные и инженерные разработки США. Речь идет о строительстве технологических центров, увеличении стипендий и грантов и даже о борьбе с системным сексизмом в научном сообществе. По мнению американских законодателей, только так страна сможет перегнать Китай, заметно преуспевший в цифровом развитии — от сферы искусственного интеллекта до освоения космоса.

Документ Сената поддержал президент США Джо Байден, который назвал его “соревнованием за победу в XXI веке”. Глава государства пообещал подписать USICA, если его одобрит Палата представителей.

Цель оправдывает средства

Далеко не все американские политики считают законопроект Сената уместным. Даже те, кто согласен, что Пекин серьезно угрожает Вашингтону. Так республиканцы Тед Круз (от Техаса) и Рик Скотт (от Флориды) уверены, что для Америки большую опасность представляет не столько Китай, сколько раздутый госдолг. По мнению сенаторов, USICA требует от бюджета слишком много денег, которые рано или поздно придется отдавать.

Президент Байден, кажется, не видит в этом никакой проблемы. По его мнению, лучше расстаться с деньгами сейчас, пока в стране низкие проценты по займам, а возвращать потом, когда инвестиции себя окупят. С самого начала своей работы в Белом доме американский лидер не стесняется щедро тратиться на государственные нужды. Он готов выделить триллионы долларов на инфраструктуру, образование и борьбу с изменением климата. Противостояние Китаю, по мнению президента, также важная стратегическая инвестиция.

На реализацию закона USICA Сенат заложил $250 млрд. Причем $52 млрд хотят направить только на развитие производства полупроводников для “борьбы с зависимостью от китайских компаний и технологий”.

За рамками науки

С 1990 года мировая доля США в производстве полупроводников сократилась с 37% до 12%, а нехватка микросхем выявила уязвимости в цепочках поставок. Большую часть всех микрочипов в мире, необходимых для сборки компьютерных устройств, производят на Тайване — де-факто независимом острове, который Китай считает своей территорией.

В последнее время риторика о так называемом тайваньском суверенитете особенно раздражает Пекин. Китайские самолеты все чаще вторгаются в воздушное пространство острова, а появление в Тайваньском проливе американских кораблей вызывает гнев у китайских дипломатов. В своей праздничной речи в честь юбилея Коммунистической партии Си Цзиньпин также уделил Тайваню особое внимание. В частности, он пообещал нанести “сокрушительный удар по попыткам обеспечить так называемую независимость” острова.

Для американской внешней политики защита Тайваня остается важным приоритетом. Поддержка местных властей — тоже один из пунктов законопроекта USICA. В нем законодатели призывают укрепить связи Вашингтона с Тайбэем и другими военными союзниками США в Тихом океане.

Кроме микросхем и Тайваня, в USICA также прописана возможность новых санкций в отношении китайских должностных лиц за нарушение прав человека в Синьцзяне, кражу интеллектуальной собственности и кибератаки. Документ запрещает американским официальным лицам посещать зимние Олимпийские игры в Пекине в 2022 году и признает геноцидом политику КНР в отношении уйгуров.

Работа для всего Конгресса

Чтобы USICA вступил в силу, документ должна одобрить Палата представителей США, где пока рассматривают несколько своих проектов по противостоянию Китаю. Самый крупный из них — так называемый Eagle Act (Ensuring American Global Leadership and Engagement), который охватывает почти весь спектр американо-китайских отношений — от технологического противостояния до поддержки демократических движений на Тайване и в Гонконге.

Однако здесь двухпартийная кооперация вновь дала трещину. Республиканцы отказались поддерживать Eagle Act, так как, помимо вопросов Китая, в нем также содержится пункт о расходах на борьбу с изменением климата. По мнению республиканцев, экология не имеет никакого отношения к сдерживанию КНР, демократы же считают, что “зеленые” успехи США важны не меньше, чем успехи научные или военные. В любом случае Eagle Act вернулся на доработку к его автору — демократу из Нью-Йорка Грегори Миксу. Ожидается, что обновленная версия документа появится не раньше сентября.

Одновременно в конце июня в Палате представителей приняли два отдельных документа по расширению научных и опытно-конструкторских исследований. Оба должны позволить США более эффетикивно простивостоять Китаю в научных исследованиях. Один из них (National Science Foundation for the Future Act) предполагает увеличение финансирования Национального научного фонда и создание нового управления по науке и технике, второй (Department of Energy Science for the Future Act) — должен расширить исследования и финансирование проектов научного отдела в Министерстве энергетики.

Американские скрепы

В Пекине работу над такими законами оценивают негативно и считают вредным сам термин “китайской угрозы”.

“Цель развития Китая — желание давать возможность китайскому народу жить лучше и счастливее”, — указал представитель китайского МИДа Ван Вэньбинь, отметив, что заявления США о Гонконге, Тайване и Тибете являются грубым вмешательством во внутренние дела КНР.

“Мы настоятельно призываем Конгресс США объективно и рационально взглянуть на развитие Китая и китайско-американские отношения, немедленно прекратить рассмотрение законопроекта (USICA — прим. ТАСС) и прекратить вмешательство во внутренние дела Китая, чтобы не нанести вред общим китайско-американским связям и их сотрудничеству в ключевых областях”, — добавил дипломат.

При этом для политиков Вашингтоне противостояние Китаю становится фундаментом, который должен сблизить идеологически разных демократов и республиканцев ради общей цели.

“Есть огромная разница между тем, как левые и правые смотрят на проблему Китая, — пишет колумнист The New York Times Джош Роджин. — Это вопросы изменения климата? Потоки капитала? Финансирование технологий? Военная техника? Продвижение прав человека? На самом деле проблема Китая включает в себя все эти аспекты и многие другие”.

Роджин отмечает, что пока обе стороны не осознают этого и не отложат в сторону свои партийные разногласия, раскол внутри страны будет продолжаться. По мнению журналиста, это дискредитирует сам аргумент того, что демократия — достойная система в стратегическом противостоянии с КНР.

В свою очередь, издание The Hill указывает, что законопроекты вроде USICA не связаны с нападками на Китай, а скорее необходимы для решения внутренних проблем США.

“Противодействие нарушениям прав человека китайским правительством, плохим условиям труда, военным угрозам и хищническим замашкам — все это прогрессивные идеи, укрепляющие американские ценности”, — пишет для The Hill старший научный сотрудник Центра американского прогресса по Китаю Нина Палмер.

В любом случае пока в США так и не приняли какого-то всеобъемлющего документа по противостоянию КНР. Законодатели продолжают искать компромиссы и проводить консультации. С уверенностью можно сказать, что такой закон обязательно появится. И республиканцы, и демократы солидарны в том, что основным критерием, который будет определять лидерство стран в XXI веке, станут научные открытия и технологические разработки. Отставание от Китая в этом смысле грозит США не только экономическими, но и идеологическими потерями.

About this publication