Losing Its Status*

<--

Потеря статуса

Политолог Александр Ведруссов — о том, как и когда мир может избавиться от доллара во взаимных расчетах

За почти 80-летнее доминирование доллара США в глобальной экономике все настолько привыкли к его привилегированному положению в международной торговле, что с большим трудом могут представить себе иной порядок вещей. Сконцентрировав по итогам Второй мировой войны около 2/3 золотого запаса планеты и создав на его основе Бреттон-Вудскую систему торговых расчетов, Соединенные Штаты Америки на многие годы обеспечили свое военно-финансовое господство в капиталистической части света.

До 1991 года Вашингтону еще приходилось соревноваться за глобальное влияние с Москвой, которая удерживала в своей орбите значительную часть мировой экономики, функционировавшей не по американским правилам. Однако под занавес XX столетия США смогли вовлечь в капиталистический оборот почти всё, что осталось от СССР и Восточного блока.

То обстоятельство, что сегодня доллар США присутствует примерно в 4/5 всех валютных операций в мире, до недавнего времени казалось само собой разумеющимся. Но после победы в холодной войне американцы слишком расслабились и совершили ряд ошибок, за которые доллару уже в ближайшие годы придется расплатиться потерей статуса главной резервной валюты мира.

По сути дела, последние годы США со странным упорством принялись «резать» глобальную торгово-финансовую систему, несущую американцам «золотые яйца». Начиная от санкционной лихорадки в отношении России при последних трех главах Белого дома и заканчивая тарифной войной Соединенных Штатов с Европой и Китаем при Трампе — слишком многие действия американского истеблишмента вошли в явное противоречие с «нормами ВТО».

А ведь именно на основе принятых почти всем миром принципов ВТО столько лет выстраивался широкий «вашингтонский консенсус». Дошло до того, что главным публичным защитником глобальных экономических правил, провозглашенных капиталистическим Западом на пике своего мирового влияния, в какой-то момент оказался коммунистический Китай. В то время как США с упорством, достойным лучшего применения, продолжают накладывать на свои же рыночные нормативы бесконечные санкции и тарифы.

Судорожные попытки Запада исключить Россию из мировых торговых цепочек, «обнулить» ее дискриминационными мерами уже оборачиваются для глобальной долларовой системы весьма неприятными последствиями. Оказалось, что нельзя просто так взять и «отменить» шестую экономику мира. Потому что она не только сама начнет форсированно дедолларизировать свою систему, но и, что называется, показывать заразительный пример другим суверенным или стремящимся к суверенности государствам.

Не успеешь оглянуться, как от «скомпрометировавших себя валют» Запада во взаимных расчетах шаг за шагом начнут отказываться даже те страны, которые еще недавно казались безусловной «клиентелой» США.

Представляете, что будет, если Эр-Рияд реализует на практике намерение продавать свою нефть Пекину за юани? А затем примеру Саудовской Аравии последуют другие страны Ближнего Востока? Вполне реалистичный и довольно апокалиптичный для доллара сценарий.

А если Россия и Индия договорятся о переводе взаимной торговли на рельсы национальных валют? Уровень отношений и исторически сложившееся доверие между Москвой и Нью-Дели позволяют провернуть такую относительно нехитрую операцию в кратчайшие сроки. Дело за малым — технически обеспечить стыковку российского аналога SWIFT (Системы передачи финансовых сообщений — СПФС) c индийской банковской системой. И сделать то же самое с иранской SEPAM.

Кстати, небезуспешная подготовительная работа по «подгонке» российской финансовой архитектуры к банковским системам дружественных стран Евразии проводилась как минимум с конца 2018-го. А в 2021 году РФ и КНР успешно протестировали возможность полноценного взаимодействия СПФС с национальной китайской системой банковских переводов (CIPS).

Так что определенная инфраструктура постдолларовой мировой экономики уже создана и с нетерпением ожидает своего часа, чтобы выйти на «проектные мощности». Будет ли это торговля с недружественными, но пока еще платежеспособными западными странами, которые сейчас обдумывают вежливую просьбу РФ приобретать российский трубопроводный газ за рубли. Или экстренная переориентация сырьевых потоков с европейского на значительно менее освоенное нами азиатское направление. Или сосредоточение на пространстве ЕАЭС с комплексом мер стимуляции внутреннего спроса и поощрения максимальной переработки сырья внутри страны.

Скорее всего, в той или иной мере в ближайшие годы актуальными окажутся все вышеперечисленные направления перенастройки российской финансово-экономической системы на новый лад.

В течение трех десятилетий мы функционировали в качестве составной части глобальной долларовой модели мироустройства. Как долго продлится ее распад, насколько болезненно для разных регионов и стран мира будет проходить этот неизбежный процесс, пока еще не совсем ясно. Однако очевидно, что нам вряд ли стоит ожидать какой-то «легкой прогулки». Предстоит длительная и кропотливая работа в стрессовых условиях, которая потребует и существенных элементов стратегического планирования в экономике. И переосмысления концепции подлинно социального государства. И в целом неконвенционального, постзападного мышления и подходов к решению накопившихся глобальных и внутренних проблем.

About this publication