US Pledges To Strengthen European Energy Security*

<--

Аналитик Александр Фролов — о том, что на деле значит обещание Джо Байдена продать Европе больше газа

Президент США Джозеф Байден и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписали соглашение о дополнительных поставках в ЕС в течение 2022 года не менее 15 млрд куб. м газа. Евросоюз намеревается организовать централизованные закупки голубого топлива. Но эти решения принимаются без учета реалий мирового энергетического кризиса.

В 2021 году спрос на природный газ в Евросоюзе заметно пострадал из-за высоких цен на этот энергоноситель. Основное падение пришлось на вторую половину года. К примеру, Германия снизила потребление на 6%.

Эта ситуация сказалась и на поставках сжиженного природного газа (СПГ) — они составили, по предварительным оценкам, 104,4 млрд куб. м. Это хоть и незначительно, но меньше, чем в 2019 и 2020 годах. Результат мог бы быть хуже, если бы не резкий рост поставок в декабре, который был вызван колоссальным всплеском биржевых котировок в странах Европы. Последствия этого всплеска ощущались и в январе 2022-го.

По оценке Управления энергетической информации США (EIA), за последние десять лет зависимость Европы от импорта голубого топлива увеличилась с 65 до 80%. В прошлом году на долю СПГ в Евросоюзе и Великобритании пришлось 26% совокупного импорта природного газа и 20% суммарного потребления.

Благодаря декабрьскому ценовому всплеску поставщики произведенного в США газа вырвались на первое место среди европейских импортеров СПГ, обеспечив 26% (27,1 млрд куб. м) поставок СПГ в регион. На втором месте с весьма для него скромными 24% оказался Катар, и еще 20% заняли поставки из России.

Для понимания масштаба заметим, что крупнейшим источником газа для Европы остаются трубопроводные поставки из нашей страны — порядка 150–155 млрд куб. м.

С началом санкционного конфликта стран Запада и России в ЕС зазвучали требования снизить зависимость от российских энергоносителей. Моментально Международное энергетическое агентство разработало план по сокращению импорта из РФ. А лидеры Евросоюза начали совершать ритуальные шаги, символизирующие воплощение этого плана в жизнь: было заявлено о грядущих централизованных закупках газа под контролем Еврокомиссии и о росте закупок в США.

Президент Соединенных Штатов и глава Еврокомиссии подписали соглашение, которое вроде бы гарантировало увеличение поставок американского голубого топлива европейцам минимум на 15 млрд куб. м. Сам по себе этот объем довольно скромен в масштабах импорта из России. Не будем забывать и о сокращении добычи в ЕС и росте зависимости региона от поставок из-за рубежа. Кроме того, текст соглашения не дает никаких гарантий. Там сказано следующее: «Соединенные Штаты будут сотрудничать с международными партнерами и стремиться обеспечить дополнительные поставки СПГ для рынка ЕС в объеме не менее 15 млрд куб. м в 2022 году с ожидаемым увеличением в будущем», то есть США «будут стремиться обеспечить», а не «обеспечат».

Но откуда взялась цифра 15 млрд куб. м? Ответ прост: из прогнозного роста производства СПГ в Соединенных Штатах в 2022 году. Согласно оценке ЕIA, в этом году объем экспорта сжиженного природного газа из США должен составить порядка 116,8 млрд куб. м. Это на 16%, или на 16,1 млрд куб. м, больше, чем в прошлом году.

Проблема для Европы заключается в двух обстоятельствах. Первое — Штаты сами признают, что движением СПГ, произведенного на их территории, управляет не президент, а выгодные цены на зарубежных рынках. Второе обстоятельство — цены, как правило, выше в Азии. При этом потребление в странах региона (в основном в Китае) растет столь стремительно, что дополнительные 16,1 млрд куб. м будут моментально поглощены этим рынком. Собственно, поэтому президент США и не дал никаких гарантий. Зато пообещал постараться — сделал красивый политический жест.

В этом же контексте стоит воспринимать и намерение Еврокомиссии до 2030 года работать, чтобы увеличить поставки из США примерно на 50 млрд куб. м. Особо интересно это намерение выглядит с учетом планов Евросоюза избавиться от угольных электростанций и благодаря этому нарастить спрос на газ в электрогенерации.

Противоречиво звучит и намерение европейских стран организовать централизованные закупки природного газа под управлением Еврокомиссии. Самой идее не откажешь в определенной логике: крупный потребитель может рассчитывать на более выгодные условия. По мнению европейцев, централизованные закупки позволят избежать «избыточной конкуренции». Но ведь несколько месяцев назад лидеры Европы говорили, что свободный конкурентный газовый рынок работает правильно, без ошибок, хотя цены приближались к отметке $1000 за тысячу кубометров. А теперь они же призывают к фактическому отказу от принципа всеблагости свободного рынка. Но есть проблема — мировой энергетический кризис никуда не делся. Избытка предложения нет.

Сколь бы ни было велико желание Еврокомиссии закупить много газа, вновь возникает вопрос о конкуренции с рынком Азии, а конкурировать с ним ЕС может только более высокой ценой. Сбить цену для европейских потребителей невозможно без отказа от фундаментальных принципов, на которых базируется энергетический рынок ЕС. Так, крупных поставщиков привлекают долгосрочные контракты. А Европа собиралась от них отказываться. Но главный принцип — привязка цен к биржевым котировкам. Возврат к нефтяной привязке моментально снизил бы цены в два-три раза. Но Европа не ищет легких путей, а только симулирует попытки выйти из кризиса.

Автор — заместитель генерального директора Института национальной энергетики

About this publication