A Springboard for Trump?*

<--

Настал день исполнения российских надежд: 8 ноября, промежуточные выборы в США. Доминирующий настрой в Москве – «победят республиканцы Трампа, и всё наладится». На момент отправки номера в печать итоги выборов не были подтверждены, но стоит исходить из прогнозов, что Республиканская партия берёт обе палаты конгресса. Каковы тогда шансы, что российские мечты сбудутся?

Эти выборы, хотя и промежуточные – избрана треть сенаторов и все 435 членов палаты представителей, – значимы, поскольку Республиканская партия выступает на них в новом составе и качестве. Новизна в том, что при Д. Трампе партия взяла резко вправо, хотя процесс начался ещё до него усилиями ультраконсервативного капитала. Для понимания разницы между классической Республиканской партией и республиканцами-трампистами сопоставьте Трампа с Бушами. В начале 2000-х запустивший войны на Ближнем Востоке республиканец Буш-младший казался ковбоем-радикалом рядом с отцом-«аристократом», который правил в переломные 1988–1993 годы и сделал ставку на «социал-демократа» Горбачёва, опасаясь «националиста» Ельцина. Теперь даже Буш-младший, ковбой, выглядит «аристократом» в сравнении с Трампом и новым поколением трампистов.

Американский империализм и стремление к гегемонии были консенсусом обеих партий: во внешней политике республиканцы от демократов на протяжении холодной войны и последующих десятилетий отличались лишь стилистически. Только советская система и военная мощь раньше сдерживали США, и войны начались (первая война в Персидском заливе – в 1990-м) ещё на закате существования СССР, а дальше они следовали почти беспрерывно.

Две партии и, соответственно, администрации работали как два кулака боксёра, то справа (республиканцы), то слева (демократы). Но мозг у боксёра один. Теперь правый кулак набирает особую силу. Трампизм – понятие шире, чем сам Трамп, – прёт напролом, играет на самых низких человеческих инстинктах и страхах, одурачивает конспирологией, внушает ненависть к любым «другим», дозволяет расизм, факельные марши и насилие. Трамп отнюдь не «антисистемный» – он наиболее радикальная часть системы.

Что ожидать России? Да, среди республиканцев есть голоса в пользу сокращения финансирования Украины. Да, эти аргументы будут инструментом борьбы против администрации Байдена и продиктованы объективными обстоятельствами грядущей рецессии. Да, финансирование киевского режима в итоге может уменьшиться количественно. И это хорошо.

Однако временное улучшение не должно создавать иллюзию успеха. Капитализм – значит война. А война – это неотделимая часть погони капитала за максимизацией прибылей. Капитализм в кризисе –гарантированная война. Рецессия в США и в мире, о скором наступлении которой говорят многие экономисты, почти гарантирует если не мировую войну, то военную эскалацию против России, Ирана, Китая – основных оппонентов.

Определённая идеологическая близость сегодняшнего российского консерватизма и трампизма не сможет нивелировать законы капитала. Чем острее кризис в мире, тем сильнее США нуждаются в «жизненном пространстве» на востоке с его богатейшими природными ресурсами. «Поладить» со звереющим американским капиталом не удастся, под каким бы именем он ни действовал, Байдена, Трампа, кого-то ещё. Как не удалось «поладить» с германским в ХХ веке. Тогда Советский Союз победил. Сегодня дело за Россией.

About this publication