The Main Narrative Will Be Confrontation with Russia*

<--

«Главным нарративом станет противостояние с Россией»

Михаил Гуревич — о послании президента США Конгрессу

Выступление Джо Байдена в Капитолии принесло наибольший приток пожертвований в его предвыборный фонд. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на представителя штаба главы Белого дома. Но точную сумму собранных средств собеседник издания не назвал. Байден 7 марта выступил с ежегодной речью «О положении в стране». Правда, как отмечают СМИ, в отличие от предыдущих таких выступлений, на сей раз американский лидер сфокусировался на внешней политике. Республиканцы назвали послание предвыборным шоу, а газеты пишут, что президент смог изменить мнение избирателей о себе. В частности, за счет пламенной речи ему удалось избавиться от интернет-мема о «сонном Джо». Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич прослушал выступление главы Белого дома и пришел к интересным выводам.

Обычно послание президента США Конгрессу делится на две части: сначала глава государства говорит о внутренних проблемах, а уж потом рассказывает про внешнеполитические вызовы. В этот раз все было иначе. Удивление вызвала не только последовательность тем, но и общий настрой Байдена. Неожиданно пластичный и даже агрессивный хозяин Белого дома активно реагировал на выкрики из зала, шутил и иронизировал.

По отзывам комментаторов, нынешнее обращение к парламенту стало одним из самых политизированных в истории США. Байден действительно не скупился на обвинения в адрес России, террористов и особенно республиканцев. Последних он обвинял в торпедировании важных инициатив и напомнил про январские события трехлетней давности, когда протрамповские демонстранты ворвались в здание Капитолия.

Кстати, за весь час выступления Байден ни разу не назвал Трампа по имени. Бывший президент, он же нынешний соперник, фигурировал в речи как «предшественник», который ничего хорошего не сделал в прошлом, зато много плохого может совершить, если американцы опять доверятся старым идеям. «Проблема, стоящая перед нашей нацией, заключается не в том, сколько нам лет, а в том, насколько стары наши идеи. Ненависть, гнев, месть, возмездие — одни из самых старых идей»,— сказал Байден.

Хотя гневных ноток в самом послании было более чем достаточно. Как уже было отмечено, вопреки традиции обращение началось не с разговора о положении дел в США, а о ситуации в Европе и на Украине. Байден сравнил себя с Рузвельтом, который в январе 1941 года в обращении к Конгрессу сформулировал четыре главные ценности США: свобода слова и вероисповедания, а также свобода от нужды и страха. По мнению Байдена, сейчас эти свободы вновь под угрозой, и поэтому американцам надо укреплять НАТО и поддерживать Киев. В завершение этой части американский лидер даже обратился к российскому президенту со словами: «Мы не уйдем. Мы не садимся. Я не сдамся». Суммируя выступление, можно смело предполагать, что последовательность пунктов и ляжет в основу предвыборной кампании демократов.

Получается, что главным нарративом станет противостояние с Россией и поддержка Украины. Далее последует обвинение республиканцев в мятеже против демократического строя, а потом комплекс внутриполитических проблем, включая право женщин на аборты, вопросы занятости, борьба с инфляцией, экология, социальная защита, здравоохранение, равные права трансгендеров и, наконец, проблемы миграции, а также укрепление южной границы с Мексикой. И только потом поддержка мира на Ближнем Востоке и экономическое противостояние с Китаем.

Трудно сказать, насколько такая последовательность устроит американцев, ведь за их голоса будут бороться и республиканцы во главе с Трампом. Бывшего президента, естественно, не было в здании Конгресса, но его реакцию можно было легко определить по мимике спикера Палаты представителей Майка Джонсона. Он вместе с вице-президентом Камалой Харрис сидел в президиуме за спиной Байдена и всю речь весьма красноречиво гримасничал, закатывал глаза, поджимал губы и лениво смотрел на демократов, которые регулярно прерывали послание аплодисментами и скандированием «Еще четыре года!». У него и его босса явно другие планы на предстоящее четырехлетие.

About this publication