Дмитрий Дризе — о реакции на сделку по обмену заключенными
45-й президент США Дональд Трамп завил, что Америка в результате проиграла из-за сделки по обмену заключенными, которую на Западе оценили по-разному. Канцлер Германии Олаф Шольц признал, что решение с его стороны было непростым. Между тем многие наблюдатели выражают уверенность, что произошедшее — прелюдия к началу большого диалога Москвы и Вашингтона. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе отчасти согласен с таким утверждением.
Дональд Трамп заявил, что сделка по обмену заключенными стала победой для президента РФ Владимира Путина, а вот США проиграли. Естественно, если бы он был президентом, все было бы по-другому. Американских граждан удалось бы вернуть без всякого обмена. Справедливости ради стоит отметить, что один из обмененных, Пол Уилан, был арестован в декабре 2018 года и осужден на 16 лет в январе 2021-го, то есть при президенте Трампе. В итоге освободили его в результате плохой сделки нынешнего американского лидера Джо Байдена.
Между тем Олаф Шольц заявил, что решение об обмене далось ему непросто. Однако граждане Германии превыше всего, и, собственно, он не мог отказать Байдену, который очень просил. Федеральный канцлер относится к действующему президенту Соединенных Штатов с большим уважением, так что пришлось пойти на определенный компромисс. Как считается, ключевой фигурой обмена был Вадим Красиков. Он отбывал пожизненное заключение в Германии за убийство Зелимхана Хангошвили. Это чеченский полевой командир, который воевал с Россией. Есть данные о том, что он отличался особой жестокостью, но тем не менее получил политическое убежище в ФРГ.
Хангошвили был ликвидирован средь бела дня в парке Тиргартен в самом центре Берлина. Власти посчитали это откровенным вызовом, что по большому счету не удивительно. Красикова посадили, и руководство страны очень долго возражало против обмена. Почему? Догадаться нетрудно — потому что это создает прецедент. Агент, что попадется на цивилизованном Западе, может особо не беспокоиться — рано или поздно он окажется на свободе и относительно спокойно сможет продолжать свою деятельность.Что же касается граждан западных стран, что прибывают в РФ и Белоруссию, будь то журналисты или сотрудники гуманитарных миссий, или просто к «девушке в гости приехал» — все они серьезно рискуют.
При том что Красиков не совсем разведчик, Штирлиц, который добывает секреты для родины, а тот, кто, скажем мягко, лишает врагов жизни. Кроме того, собственно, российских граждан, пусть оступившихся, но менять на таких же соотечественников — это тоже может показаться несколько странным с точки зрения законодательства. Получается, есть хорошие и плохие россияне, у которых нет шанса раскаяться и встать на путь истинный. Сажают же для чего? Чтобы перевоспитать? Но вот, судя по всему, теперь они точно не перевоспитаются — это во-первых. Во-вторых, обменный фонд нужно ведь из кого-то создавать. В общем, слишком уж много вопросов возникает. И ответов на них подходящих не находится.
Но вернемся к Трампу и Шольцу. Общий смысл слов последнего состоит еще и в том, что, мол, Байдена-то он уважает и отказать не может. И вот здесь буквально просится фраза: с 45-м президентом США договориться было бы сложнее. И так могло статься, что сделка не состоялась бы вовсе. Вот и Россия согласилась провести обмен именно с Байденом, не дожидаясь возвращения вроде как близкого по духу политика.
Похоже, ставки сделаны. Демократы хотят решить большую часть мировых проблем к выборам. И как мы видим по сложившейся ситуации, они готовы пойти на определенные компромиссы. Так что есть шанс с ними договориться по широкому кругу вопросов, включая создание новой архитектуры мировой безопасности.
В таких условиях, если удаться достичь разрядки мировой напряженности, может быть, и новые обмены более не понадобятся. Понимаю, наивно это звучит. Но оптимизм же должен оставаться. В некоторой степени.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.