Who’s the Empire Here?

<--

Выступая в ООН, Барак Обама заявил: «Эпоха империй осталась в прошлом, но Россия пытается восстановить былое величие с помощью силы». Это, дескать, «снижает уровень безопасности в мире».

Не странно ли слышать такие слова от лидера страны, многократно и без зазрения совести применявшей силу для свержения неугодных режимов?

Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты РФ

Америка и есть самая настоящая империя. Только для проведения колониальной политики она использует со­временные сетевые технологии. Эта политика направлена как на страны третьего мира, так и на ближайших союзников – страны Европы. Другие государства интересуют США прежде всего как рынок сбыта, источник эксплуатации людских ресурсов. Это квинтэссенция многовековой имперской истории Запада: некогда могущественная Британ­ская империя, прежде чем умереть, родила себе наследницу, которая пошла ещё дальше. Ведь в отличие от британцев американцы в качестве колоний видят уже не только Индию или страны Африки, но и практически весь мир. Россия же в глазах Обамы провинилась лишь тем, что не захотела стать такой колонией, хотя в 90-е уже пошла по этому пути.

Ещё одна особенность американской империи в том, что она разрушила систему международного права, установленную после Второй мировой войны, и снова сделала мир опасным. Лишая суверенитета одно государство за другим, США утвердили тезис, что сила – это и есть право. Именно так они дейст­вовали в Югославии, Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии, ввергли в хаос междоусобицы Украину. Все государства, ставшие объектами «демократизации», были разрушены – держится пока только Сирия. На фоне этой череды вероломных вмешательств обвинение России в том, что она где-то действует силой, смехотворно: это поиск соринки в чужом глазу при полном игнорировании бревна в собственном.

Но в чём-то Обама, конечно, прав. Россия действительно восстанавливает свои величие и мощь. Вот только при этом она не угрожает миру, а, наоборот, делает его более стабильным. Нынешнему опасному американскому миру Россия хочет противопоставить мир многополярный, в котором будет несколько цивилизационных центров. Вспомним: когда в эпоху СССР мир был двуполярным, он оставался относительно безопасным. И таким он станет снова, когда станет многополярным. Это, кстати, понимают здравомыслящие люди в самой Америке. Тот же Трамп выступает за отказ от политики «мирового жандарма», считая, что американцы должны сосредоточиться на решении своих собственных проблем, которых у них полно.

About this publication