On the Crisis of Western Civilization, Yet Again

<--

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США стала потрясением не только для американской, но и европейской правящей элиты. Французская Monde даже сравнила это событие с шоком от теракта 11 сентября 2001 года. Быть может, это сравнение правомерно.

Суть в том, что результаты голосования 8 ноября 2016 года стали своего рода зеркалом, в котором во всей полноте отразился кризис западной политической системы и глубокий социальный раскол, рассекший общество и все его составляющие слои.

После распада Советского Союза на Западе настолько уверились в своей силе и вечном мировом господстве, что даже заговорили о конце истории: не стало мощного социального противовеса глобальному капитализму. Тогда началась бешеная безудержная гонка за прибылью. Эта гонка, не имеющая никаких моральных, нравственных ограничений или сдерживающих норм, привела к небывалому росту разрыва между различными слоями общества в отдельных странах и в мире в целом. В государствах Запада началось наступление на средний класс. А это значительная часть населения, к тому же наиболее нравственно устойчивая. И наступило время, когда стал падать уровень жизни его представителей. Они поняли, что их бессовестно обманывают (их отцы жили намного лучше).

За последние 25 лет число миллиардеров в мире выросло до 2,5 тыс., а капитал, которым они располагают, увеличился многократно и стал приближаться к 8 трлн долл. – это больше, чем ВВП многих государств, за исключением США и Китая.

Растущая разница в доходах – а в США ее уровень приближается к существовавшему в 1928 году – стала основной причиной возмущения политикой истеблишмента, исполняющего волю крупнейших корпораций. Газета Daily Mail, например, писала, что «во время президентства Барака Обамы неравенство в доходах между слоями населения достигло рекордной отметки… Поэтому значительный процент белых американцев хочет вернуться в XX век».

Демографический кризис в Европе – снижение рождаемости, старение населения и к тому же волны миграции – еще больше углубил раскол в обществе. Многие коренные европейцы усматривают корень зла сегодняшней ситуации в мигрантах, «отбирающих» у них рабочие места.

Для США эта проблема скорее напоминает известную ситуацию в нашей стране – «понаехали тут». Дело в том, что численность белого населения в США быстро сокращается. Сейчас она составляет, по различным данным, 62–64%, тогда как быстро растет число не только афроамериканцев, но и выходцев из Латинской Америки (в первую очередь из Мексики) и Азии.

Во многом именно с этим связаны жесткие высказывания Дональда Трампа относительно строительства стены на границе с Мексикой, требования ввести запрет на приезд новых мусульман в США. Неудивительно, что обещания Трампа в ходе избирательной кампании навести порядок с миграцией были с таким энтузиазмом встречены белым населением, уже всерьез обеспокоенным тем, что через несколько лет оно может оказаться меньшинством в собственной стране.

Подобные же настроения были характерны для среднего класса Великобритании, и там рабочий люд, продумав и просчитав все «за» и «против», решил, что ему лучше будет вне рамок Европейского союза.

Главное же заключается в том, что правящие элиты США и других западных держав продолжают мыслить категориями XX или даже XIX века, где их доминирование в мире носило абсолютный характер. Но времена меняются, и с ними качественно изменился баланс сил в мире. На политическую арену в мире уверенно выходят другие цивилизации, объединения государств, которые требуют справедливого, уважительного к ним отношения, учета их интересов.

С этим никак не хотят примириться ныне «сильные мира сего», коими они себя считают. Они всеми способами пытаются сохранить их безраздельное господство и ради этого ввергают страны и регионы в кошмары новых кровопролитных войн и конфликтов. В то же время неспособность элит справиться со своими собственными проблемами, такими как, например, миграция или налаживание отношений со своими, в первую очередь мусульманскими, меньшинствами, вызывает в самих этих странах мощный всплеск протестного движения.

Вышеупомянутая Monde прямо признает, что «правящие круги не могут выработать адекватное решение ни проблемы беженцев, ни разрыва в доходах». А близорукая и безрассудная внешняя политика нынешних европейских лидеров, их неспособность заглянуть за горизонт уже привели к страшному хаосу на Ближнем Востоке, в Африке, к кризису в Украине.

«Политическое землетрясение» в Вашингтоне, как называют в Европе победу на президентских выборах Трампа, озадачило и напугало европейские элиты. Они почувствовали, что земля как бы зашаталась под ногами, появился страх, что и в их комфортном европейском доме может произойти подобное тому, что случилось 8 ноября в Америке.

Итак, правящие круги Запада получили серьезное предостережение: мир радикально изменился. Сегодня существует так много глобальных проблем, что многостороннее равноправное сотрудничество становится делом не свободного выбора, а суровой необходимости.

About this publication