Редкоземельное противостояние
Эксперт ИКСА РАН Екатерина Заклязьминская — о том, как США пытаются усилить давление на Китай на фоне борьбы за критические металлы
США собирают коалицию для ослабления доминирования Китая в добыче редкоземельных металлов. Западные страны под руководством Штатов сейчас объединяют усилия для поддержки проектов по добыче важнейших минералов, необходимых для развития высокотехнологичных отраслей.
Борьба разворачивается за 17 редких металлических элементов, без которых немыслимо современное высокотехнологическое производство. Их используют при изготовлении потребительской электроники (экранов телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов), в военном производстве (атомных подлодок, авианосцев) и даже в сельском хозяйстве. Ядерные реакторы не могут быть изготовлены без самария и европия, а торпеды с волоконным наведением не заработают без гольмия, эрбия и празеодима.
Многие страны мира видят редкоземельные элементы не менее важными, чем нефть, поэтому битва за это поле — новое противостояние в погоне за мировым лидерством.
Китай остается крупнейшим государством по добыче редкоземельных металлов и страной с наиболее многочисленными запасами. Преимущество КНР еще и в том, что на ее территории добывают все 17 редкоземельных элементов. В стране иногда в шутку говорят, что «на Ближнем Востоке есть нефть, а у Китая – редкоземельные металлы».
Но Вашингтон стремится сдержать развитие «неугодных» и «непослушных» государств. Первые успехи в телекоммуникационной отрасли и триумф Китая в разработке сетей 5G привели к началу агрессивной политики сдерживания с целью подорвать экономическую стабильность и процветание этой страны. Далее последовала череда санкционных пакетов, в которые один за другим попадали все наиболее успешные компании.
Увидев тщетность произведенных усилий, Вашингтон решил играть «по-крупному» и расшатать основу основ КНР — его позиции в качестве «мировой фабрики». На электротехническую продукцию приходится более 60% китайских поставок. Для производства каждого подобного товара требуется использование передовых микроэлектронных компонентов.
За годы реформ Китай, увы, не успел завершить полное «импортозамещение». Микроэлектроника стала последней отраслью, где по-прежнему отмечалась серьезная зависимость от импорта. Туда и ударили Штаты, взяв под контроль поставки полупроводников и микрочипов в КНР, посулив своим партнерам (Японии, Южной Корее, Нидерландам, а также Тайваню, который Китай считает неотъемлемой частью своей территории) пакет преференций в обмен на отказ от рынка Поднебесной.
Однако «полупроводниковый альянс» не привел к ожидаемому экономическому ущербу. Китайцы смогли разработать приемлемые локальные аналоги. Рост национальной гордости привел к отказу населения покупать иностранные смартфоны в пользу местного производителя с китайским микрочипом внутри.
В августе 2023 года в качестве первого значимого ответа на санкции Вашингтона Пекин ограничил поставки редких элементов — галлия и германия. Галлий используется в производстве полупроводников, германий — в изготовлении оптоволокна и солнечных панелей. Страна не могла молча смотреть на то, как на нее накладывают всё новые и новые ограничения.
В последние годы также участились попытки кражи коммерческой информации о китайском рынке редкоземельных металлов и стремления вытеснить КНР с рынков других стран, например, Австралии и Канады. Но главная битва развернулась вокруг Монголии, которая после находки новых месторождений вполне может опередить Китай по запасам и добыче редкоземельных металлов.
Не только Австралия и Канада, но и Индия, и США обеспокоены чрезмерной зависимостью от Китая на этом рынке. Монголия представляется им безопасной альтернативой. КНР не испытывает восторга от сближения своего соседа с антикитайски настроенными силами, но ее успокаивает фактор неизбежности координации любого торгово-экономического взаимодействия либо с Россией, либо с Китаем, поскольку логистические маршруты из Монголии неизбежно пройдут по территории либо одного, либо другого государства.
Вашингтон пытается втянуть все заинтересованные в снижении зависимости от Китая страны в новый «альянс редкоземельных металлов», который складывается на наших глазах. Еще в 2021 году Штаты намеревались вложить $5 млрд в развитие независимых (конечно, от Китая, потому что на эту страну приходилось почти 80% американского импорта редкоземельных металлов) цепочек поставок этих стратегических элементов. Поняв опасность «китайской редкоземельной угрозы», США в 2010-х решили возобновить добычу этих металлов на своей территории. Стремление снизить зависимость отразилось снижением доли Китая на этом рынке с критических 97 до 88%.
Цели «альянса» схожи с теми, которые преследуют Штаты при ограничении поставок микроэлектронных компонентов, — переформатировать мировую экономику, развернуть цепочки добавленной стоимости в обход Китая и изолировать страну. В далеких планах Вашингтона, видимо, стремление ослабить КНР экономически, а после нанести решающий удар для того, чтобы сделать Пекин «послушной» марионеткой в руках Вашингтона.
Однако подобный сценарий уже невозможен. Китай ужесточает контроль за рынком редкоземельных металлов для защиты национальной безопасности от нападок Вашингтона. Пекин настроен решительно. Под экспортный контроль попадают не только редкоземельные элементы, но и другое стратегическое сырье из Китая, например сурьма, также необходимая для производства полупроводников.
Вашингтону следует учиться справедливой конкуренции, а не пытаться нанести удар в спину своим оппонентам. Подобные альянсы говорят лишь об исчерпании иных возможностей. Попытки изоляции Китая только приведут к сплочению «неугодных» США государств между собой. Недовольных проводимой ими политикой с каждым годом становится всё больше, а философия, которую продвигают страны БРИКС, выглядит всё более привлекательной на фоне агрессивной политики Штатов.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.