На этой неделе Россия и США начнут переговоры по новому договору, который должен заменить СНВ-1. Эту тему, равно как и другие ключевые вопросы двусторонних и международных отношений, обсудил в конце минувшей недели с президентом США Бараком Обамой и госсекретарем Хиллари Клинтон глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе своего первого визита в Вашингтон после прихода в Белый дом новой администрации. По завершении визита он заявил, что Москва передала США новые предложения по ПРО и отвергла идею Барака Обамы увязать переговоры по этой проблеме с совместными действиями по Ирану. С подробностями из Вашингтона — спецкор “Ъ” МИХАИЛ ЗЫГАРЬ.
С началом “перезагрузки” в российско-американских отношениях появилась тема, которая должна продемонстрировать, что Москва и Вашингтон могут конструктивно общаться и находить общий язык. Это разработка нового договора, который должен заменить СНВ (Договор о стратегических наступательных вооружениях). Действующий договор истекает в декабре, и, как заявил в ходе визита в Вашингтон глава МИД РФ Сергей Лавров, продлевать его Россия не собирается. Это означает, что до декабря Россия и США должны выработать новый документ. Обязательство успеть к этому сроку взяли на себя президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама, договорившиеся в ходе своей единственной пока встречи в Лондоне 1 апреля заключить в этом году новый договор о разоружении.
Впрочем, в последние месяцы источники “Ъ” как в российском МИДе, так и в госдепе выражали сомнение в том, что договор будет подписан в намеченный срок. Российские представители в неофициальных беседах возлагают ответственность за это на американцев, заявляя, что те подозрительно затягивают с представлением своей позиции на переговорах. Так, они до сих официально не передали в МИД РФ своих предложений, пообещав подготовить их лишь к июню (прежде они намеревались представить свои предложения к апрелю, а затем — к маю). Американская же сторона видит причину затруднений в том, что ей до сих пор не удается установить рабочие контакты с российскими переговорщиками. Контакты имеются лишь между МИДом и госдепом, тогда как Пентагон и Минобороны РФ консультаций не ведут: представители США на неофициальном уровне сетуют на то, что в российском Министерстве обороны практически не осталось специалистов, которые могли бы квалифицированно вести переговоры о разоружении.
Так или иначе, но, несмотря на то что разговоры о неизбежности заключения нового договора ведутся уже полгода, на практике дело не дошло даже до начала официальных консультаций. Как сообщил “Ъ” заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков, первый раунд переговоров состоится в Москве 17 мая. Пока же состоялись лишь предварительные консультации, в том числе на прошлой неделе, приуроченные к визиту Сергея Лаврова в США. При этом господин Рябков заявил, что ему неизвестны сроки, в которые США представят свои предложения. Однако он выразил убежденность в том, что Россия и США все же успеют заключить договор до декабря.
Поскольку официально противоречий по СНВ у России и США нет, Сергей Лавров и Хиллари Клинтон, выступая перед журналистами после переговоров, этого вопроса почти не касались. Госсекретарь США обратила особое внимание на то, что у Москвы и Вашингтона есть серьезные разногласия по Грузии, но добавила, что это не мешает работать над остальными вопросами. А Сергей Лавров с особым удовлетворением напомнил, что администрация Обамы продолжает пересмотр прежней политики США в отношении ПРО. Он также сообщил, что совсем недавно Москва передала американской стороне новые предложения, которые развивают инициативы, высказанные Владимиром Путиным в Кеннебанкпорте: согласно им, РФ и США могли бы создать общую систему ПРО, используя в качестве ее элементов объекты в российском Армавире и азербайджанской Габале.
Посол России в США Сергей Кисляк заверил “Ъ”, что новые предложения Москвы лишь с технической стороны дополняют предыдущие, а в целом соответствуют прежней точке зрения России. А Сергей Рябков пояснил “Ъ”, что, “поскольку администрация США сейчас осуществляет пересмотр своей политики в отношении ПРО, нам нет никакого смысла менять свою позицию”. По его словам, в основе новых российских предложений по ПРО лежит идея о том, что Вашингтон и Москва должны приложить все силы, чтобы убедиться в том, что ракетной угрозы в обозримом будущем не возникнет. И только в том случае, если они придут к выводу, что избежать подобной угрозы никак нельзя, стоит готовиться к отражению возможного удара. Правда, в этом случае система ПРО должна быть глобальной, создаваться равноправно и совсем на других принципах, в том числе географических, нежели сейчас. О том, какими могут быть новые географические принципы создания системы ПРО, господин Рябков распространяться не стал. При этом он отметил, что использование, к примеру, Калининграда для размещения в нем объектов глобальной ПРО — вместо Польши — не рассматривается. “Калининград звучал совсем в ином контексте,— заявил “Ъ” Сергей Рябков.— Не существует никаких географических или иных предпосылок для того, чтобы обсуждать вопрос размещения объектов ПРО в Калининграде”.
При этом Москва фактически отвергла предложение Барака Обамы увязать вопрос о ПРО с иранской ядерной программой. В марте в своем письме президенту Медведеву Барак Обама написал, что проблема развертывания ПРО в Восточной Европе вообще уйдет с повестки дня, если будет устранена угроза Ирана, то есть если Россия пойдет на сотрудничество с США в этой сфере. Однако, выступая перед американскими политологами в центре Карнеги, Сергей Лавров однозначно заявил, что Россия не собирается увязывать вопросы ПРО и Ирана. Даже несмотря на заявления американских политиков о том, что эти проблемы связаны, Москва воспринимает систему ПРО исключительно как угрозу собственной безопасности, заявил глава МИД РФ.
Кульминацией выступления господина Лаврова в центре Карнеги стал его ответ на вопрос Тоби Гати, бывшего директора по России в совете национальной безопасности при президенте Клинтоне. Она спросила министра, какие собственные ошибки готова признать Россия в рамках “перезагрузки” и что готова исправить, поскольку пока что она говорит только о необходимости менять американскую политику. “Я никогда не думал об этом”,— прямо заявил господин Лавров, добавив, что если и займется этим, то только на пенсии. “Вау”,— пронеслось по залу, заполненному американцами—специалистами по России.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.