Russia Doesn’t Need American Nuclear Waste

<--

У Соглашения 1-2-3 с США есть свои плюсы и минусы

Десятки тысяч тонн радиоактивных отходов американского происхождения могут попасть в РФ. Так Greenpeace России отреагировал на новость о ратификации Конгрессом США Соглашения 1-2-3 о сотрудничестве в сфере мирного атома. Как заявили «НГ» в «Росатоме», документ вступит в силу до конца года. Эксперты полагают, что с коммерческой точки зрения договор выгоден России. Однако по экологическим последствиям кооперации с США остаются вопросы.

Как заявил «НГ» руководитель департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков, в этом месяце Россия и США должны обменяться дипломатическими нотами, после чего Соглашение 1-2-3 вступит в силу. Официальный текст документа – межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, подписанного в Москве 6 мая 2008 года, – на сайте «Росатома» пока не размещен.

МИД России, приветствовав его ратификацию Конгрессом США, сообщает: «Соглашение формирует условия для плодотворной работы по осуществлению широкомасштабных, имеющих практическое значение исследований в области обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, совместной деятельности по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, внедрения инновационных технологий, обеспечения ядерной и радиационной безопасности». Тем временем экологи бьют тревогу.

На сайте Greenpeace России утверждается, что «в соответствии с этим договором стороны могут передавать друг другу отработавшее ядерное топливо атомных станций (ОЯТ) для временного хранения и переработки». Организация предупреждает: если договор будет одобрен, то десятки тысяч тонн опасных радиоактивных отходов американского происхождения будут транспортированы в Россию из Швейцарии, Южной Кореи, Тайваня и самих США якобы на хранение и/или на переработку, а на самом деле на вечное захоронение.

В 2010 году в США провалился проект создания национального могильника ОЯТ, и никто не знает, что делать с отходами как в США, так и на АЭС в других странах, работающих на американском ядерном топливе. Объемы ОЯТ растут с каждым годом. «Не по этой ли причине американская ядерная индустрия так хочет создать в России пункт приема своих ядерных отходов?» – задается вопросом Greenpeace России. Руководитель Энергетической программы московского офиса организации Владимир Чупров вчера на звонки «НГ» не отвечал.

Директор Центра энергетики и безопасности Антон Хлопков считает, что «Росатому» следовало бы прояснить вопрос, планируется ли ввозить ОЯТ, находящееся под юридическим контролем США, или нет. «В конце 1990-х ввоз этих материалов считался оправданным, поскольку необходимо было обеспечить финансирование строительства хранилища для нашего ОЯТ. Сейчас денежный вопрос настолько остро не стоит», – заявил эксперт «НГ».

По его словам, со вступлением в силу Соглашения 1-2-3 действительно появится юридическая база для ввоза американского ОЯТ. «Другой вопрос, будет ли Россия это делать или нет. Глава «Росатома» Сергей Кириенко несколько лет назад заявлял, что ОЯТ иностранного происхождения ввозиться не будет. Сейчас было бы полезно подтвердить эту позицию», – считает Хлопков, полагающий, что российское законодательство не содержит запрета на ввоз иностранного ОЯТ.

В то же время специалист уверен, что отсутствие правовой базы для российско-американского сотрудничества по мирному атому выглядело абсурдно с учетом того, что Россия – ведущая ядерная держава не только в военном, но и в гражданском плане, а США – крупнейший в мире рынок по количеству энергоблоков. «Благодаря соглашению нам будет проще выходить на этот перспективный рынок, в отсутствие этого документа часто возникали политические увязки при реализации проектов. России в первую очередь интересно поставлять свои услуги по обогащению урана. У нас 40–45% мировых мощностей. РФ до сих пор конкурентоспособна в этой области», – считает Хлопков.

Другой эксперт «НГ», гендиректор группы компаний «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко не склонен драматизировать ситуацию. По его словам, в России еще не настолько развита инфраструктура, чтобы осуществлять переработку больших объемов ОЯТ иностранного происхождения: «Мы существенно отстаем в развитии этого бизнеса от европейских конкурентов. Например, от Франции, где перерабатывают топливо из других стран Европы и из Японии». Черкасенко подчеркнул, что ОЯТ может быть ввезено в Россию только для переработки с последующим возвращением как продуктов этой переработки, которые могут вновь использоваться для производства топлива для реакторов, так и полученных в процессе радиоактивных материалов. Кроме того, предполагается согласование подобных проектов в ходе общественных слушаний с привлечением того же Greenpeace и территориальных органов власти.

Успокаивает и Сергей Новиков из «Росатома»: слухи о ввозе в РФ ОЯТ из-за границы для захоронения – это «лишь игра больного воображения». «В Соглашении 1-2-3 нет ни слова о том, что ОЯТ зарубежного происхождения будет ввозиться в Россию. Никакого чужого топлива мы не собираемся ввозить в Россию ни для переработки, ни для хранения», – заявил он «НГ».

About this publication