Protection for the Children

<--

Защита для детей

Павел Астахов

По официальным данным, за последние 20 лет на усыновление в Америку было вывезено около 60 тысяч детей. На самом деле эта цифра может быть в два раза больше. В конце 80-х – начале 90-х годов такой учет не велся. Сегодня о судьбе большинства наших детей, вывезенных в тот период, мы ничего не знаем. Более того, у нас нет никакой информации более чем о 400 детях, официально вывезенных из России по программе независимого усыновления.

Почему сложилась такая дикая ситуация? Когда меня назначили Уполномоченным по правам ребенка при президенте России, я обнаружил, что иностранцы очень активно усыновляют наших детей – каждый год по нескольку тысяч человек. При этом с иностранными государствами не было подписано ни одного соглашения об усыновлении. Невозможно объяснить и понять, как можно было отправлять наших детей в иностранные семьи, не имея для этого вообще никаких правовых оснований. Единственный двусторонний договор, который у нас есть, это договор с Итальянской Республикой, подписанный два года назад.

Очевидно, что нельзя продолжать иностранное усыновление, не имея двусторонних соглашений со странами, которые принимают наших детей. А это Великобритания, Финляндия, Испания, Франция, Голландия, Германия, Швеция, Норвегия и, конечно, Соединенные Штаты Америки. Абсолютное большинство российских детей усыновляют именно американцы. 15 лет назад туда уезжало до 14 тысяч детей в год. В последние годы эта цифра в несколько раз меньше. Мы стали более тщательно относиться к избираемым кандидатам, предъявлять более жесткие требования к так называемому независимому усыновлению.

С середины прошлого года мы работаем над созданием двустороннего соглашения с США по усыновлению. Состоялось пять раундов переговоров. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров лично контролирует этот процесс – с того времени как вернулся в Россию Артем Савельев (с американской стороны этот вопрос под контролем госсекретаря США Хиллари Клинтон). Именно “дело Артема Савельева” показало, что наши дети абсолютно незащищенные и бесправные. Маленький мальчик в одиночку прилетел из Америки в Москву с запиской о том, что приемная мать отказывается от него.

17 усыновленных детей из России погибли в США за эти годы. Множество случаев жестокого обращения с детьми. Причем о большинстве ничего не известно, так как до подписания двустороннего соглашения американцы не обязаны нам сообщать о каждой такой ситуации.

На следующей неделе состоится суд по делу Джессики Бигли, которая заставляла своего приемного сына Даниила Бухарова полоскать рот жгучим перцем, принимать ледяной душ. Подобные меры укрощения непослушных применялись в пытках узников “Гуантанамо”.

Отсутствие соглашения между Россией и США об усыновлении делает достаточно сложной процедуру взыскания алиментов с недобросовестных родителей. Ведь “дело Артема Савельева” стало уже третьим случаем возврата детей в Россию начиная с 1994 года. А по закону ребенок, от которого отказываются усыновители, имеет право на алименты. Он не может быть просто выброшен на улицу без содержания.

Сейчас мы ведем судебный процесс в Мосгорсуде о взыскании алиментов на Артема с приемной матери. Параллельно такой же процесс идет и в штате Теннесси через наших американских представителей, поскольку решение российского суда будет практически невозможно исполнить в Америке. У нас нет договора о правовой помощи, у нас нет договора об усыновлении. Подписание двустороннего соглашения как раз даст возможность признавать решение российских судов на территории США. Это очень важно, когда речь идет об иностранном усыновлении.

Двустороннее соглашение обяжет американскую сторону предоставлять достоверную информацию о жизни наших детей, усыновленных американцами и вывезенных в США, а также жестко контролировать деятельность агентств по усыновлению. Теперь им придется получать аккредитацию сначала в США, потом в России. Более того, двустороннее соглашение обяжет агентство собирать достоверную информацию о кандидатах в усыновители. И что особенно важно – с момента начала действия оно будет иметь обратную силу, позволяя контролировать жизнь детей, усыновленных до его принятия.

Я надеюсь, что уже в мае на встрече глав иностранных ведомств России и США двустороннее соглашение об усыновлении будет подписано и мы наконец получим правовую основу для защиты маленьких российских граждан. Ведь усыновленный американской семьей ребенок до 18 лет считается гражданином России.

About this publication