Crackdowns and Treats

Edited by Gillian Palmer

<--

Середина июня 2012 года будет отмечена активизацией российско-американских контактов на высшем уровне. 18-19 июня в Мексике в муниципалитете Лос-Кабос пройдет очередной саммит «Группы двадцати». «На полях» данного форума состоится встреча президента РФ Владимира Путина с президентом США Бараком Обамой.

Несмотря на ограниченный формат мероприятия, в ходе него стороны намерены обсудить достаточно широкий круг вопросов. В их числе – развитие двусторонних торгово-экономических отношений, регулирование гуманитарных контактов, военно-политический и разоруженческий диалог, ситуация на Ближнем и Среднем Востоке.

Консультации в Лос-Кабосе станут первой встречей Путина с Обамой в статусе президента России. До этого они встречались лишь однажды – в июле 2009 года, во время визита Обамы в Москву.

Основная цель Белого дома в ходе прямого диалога с российским лидером – добиться принятия руководством России американского подхода к ряду вопросов мировой повестки дня. Принципиально важно, что их разрешение невозможно без согласия Москвы, так как она способна заблокировать действия других субъектов на площадке Совета безопасности (СБ) ООН.

Речь, прежде всего, идет о кризисе в Сирии и иранской ядерной программе. В обоих случаях США способны прибегнуть к силе без учета позиции других мировых держав. Им достаточно будет одобрения союзников по НАТО. Но администрация Обамы стремится поддерживать реноме Америки как легитимного лидера международного сообщества. Сохранение и тем более укрепление такой репутации будет невозможно, в случае если Вашингтон пойдет на новую серию военных интервенций, оставив без внимания точку зрения членов ООН.

Идея легитимного лидерства США имеет для Обамы особую важность ещё и в свете избирательной кампании. За счет неё он старается обозначить кардинальное отличие своей внешней политики от курса республиканцев. Последние во времена президентства Джорджа Буша-мл. действовали на мировой арене в одностороннем порядке.

Для «вовлечения» Москвы в орбиту своей политики команда Обамы постарается прибегнуть к ряду уступок. Некоторые из них будут обозначены уже в ходе встречи в верхах в Лос-Кабосе. Подобные «пряники» должны создать и закрепить эффект заинтересованности США в продолжении двусторонних отношений в формате «перезагрузки». Причем американцы постараются всячески подчеркивать, что относятся к команде Путина столь же позитивно, как и к администрации Дмитрия Медведева.

Важным «пряником» станет попытка Обамы выстроить с Путиным личные доверительные связи. Белый дом исходит из того, что «очарование» российских лидеров – первый шаг на пути к тому, чтобы влиять на них. Так они старались вести себя в отношении всех президентов РФ, начиная с Бориса Ельцина.

Налаживание нужных контактов Обама начнет на встрече в Мексике. Подготовка к этому уже проведена. 2 мая Путин получил от американского лидера личное письмо, в котором подтверждалось стремление к углублению взаимодействия. 4 мая Москву с целью оценки реакции российского лидера на послание посетил помощник президента США Томас Донилон. Письменный ответ Путина был передан Обаме премьером Медведевым «на полях» саммита «Группы восьми» в Кэмп-Дэвиде, прошедшего 18-19 мая.

По схожему сценарию развивались личные отношения Белого дома и Кремля в начале 2009 года. И тогда Обама смог установить доверительные контакты с российским президентом Медведевым.

В содержательном плане наиболее значительным «пряником» обещает стать отмена поправки Джэксона-Веника. Несмотря на то, что действие данного ограничителя каждый год блокируется специальным решением президента, формально он продолжает действовать. И Кремлем поправка воспринимается, как наглядное свидетельство нежелания Белого дома развивать торгово-экономическое партнерство. Запуск процедуры отмены законодательного решения состоится в июне-июле.

Белый дом стимулировал демократические фракции в Конгрессе, для того, чтобы они инициировали слушания по вопросу об отмене поправки. Официально поддержка республиканцев демократам не гарантирована. Но после того как Россия де-факто вступит в ВТО 1 июля, поправка ещё больше утвердится в статусе откровенного рудимента. В силу этого Конгресс вряд ли станет противиться желанию Белого дома полностью отменить её действие.

Но кроме «пряников» в распоряжении Белого дома есть и средства давления. Эти «кнуты» охватывают все основные сегменты отношений – политический, оборонный и торгово-экономический. Интрига ситуации состоит в том, что их использование состоится не в качестве реакции на строптивость Москвы, а подчас синхронно с применением «пряников». То есть попытка найти взаимопонимание с новым руководством РФ будет сопряжена с недружественным воздействием на него.

За счет этого команда Обамы рассчитывает снизить сопротивляемость Путина и его окружения по тем вопросам глобальной повестки дня, где США принципиально важно заручиться поддержкой РФ, в том числе на площадке СБ ООН.

Наиболее статусной мерой политического давления на Кремль выступит раскручивание «дела Магнитского». Уже 7 июня Комитет Палаты представителей США по международным делам проголосует по проекту закона о введении визовых санкций в отношении российских чиновников, имеющих отношение к гибели юриста инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского. В случае положительного решения данный законопроект будет отправлен на рассмотрение в Сенат.

Предполагается, что вердикт верхней палаты Конгресса последует до конца июля с.г. Сомневаться в её поддержке Палаты представителей не приходится. Закон о санкциях по «делу Магнитского» в руках кабинета Обамы станет средством дискредитации российских правоохранительных органов и системы власти в целом. За счет него Белый дом способен представить на мировой арене целую группу служащих исполнительных ведомств РФ фактически как преступников. Причем специфика данного акта в том, что при необходимости список лиц с запретом на въезд в США можно расширять в зависимости от запросов политической ситуации.

В оборонной плоскости политика «кнута» найдет воплощение в дальнейшем развертывании системы ПРО в Восточной Европе. Несмотря на возможность возобновления российско-американских переговоров по данному вопросу, Вашингтон не откажется от односторонней реализации своих планов. Под них уже выделены конкретные бюджетные средства. А необходимые договоренности с европейскими странами достигнуты.

Проект ПРО станет инструментом «молчаливого давления». Публично Белый дом продолжит повторять о ненаправленности противоракетного комплекса против РФ. Но на деле каждое новое звено системы должно будет демонстрировать Москве уязвимость её позиций перед военной машиной Вашингтона. В таком контексте система ПРО будет повторять «двойное решение» США и НАТО 1979 года по ракетам средней дальности.

Оно также подразумевало проведение политики устрашения СССР за счет размещения в Западной Европе нового класса ракет, при одновременном сохранении условий для переговоров по теме ограничения данной инициативы.

Ещё одним средством давления в военно-политической сфере станет актуализация вопроса о расширении НАТО на Восток. Первым симптомом обыгрывания данной темы стало заявление Клинтон на саммите альянса в Чикаго 21 мая. Госсекретарь открыто заявила, что блоку пора расширяться. Причем она подчеркнула, что предметное рассмотрение данного вопроса состоится уже на следующем форуме руководства НАТО.

Учитывая текущую практику блока, данное мероприятие может пройти в 2013 году. Во многом из-за президентских выборов в США. Тема расширения НАТО способна вызвать наиболее жесткую реакцию Москвы, в том числе на публичном уровне. И в Белом доме это прекрасно понимают.

Но в то же время команда Обамы исходит из того, что актуализация данного вопроса обеспечивает наиболее удобные возможности для содействия смене политической позиции руководства РФ в выгодном для США ракурсе. Кремль можно в одночасье поставить перед простым выбором – или он «сдает» Сирию и Иран, или в НАТО входят Азербайджан и Грузия.

About this publication