In the US, Yet Another Town Goes Bankrupt: How Much of This Can Be Tolerated?

Edited by Tom Proctor

 

<--

Похоже, что лозунг «Пора валить!» становится все более актуальным не только для жителей терпящих финансовый крах государств Европы, но и для граждан США. Обладание печатным станком и авианесущими ударными группировками не спасает американское государство от банкротства целых городов, которых становится все больше. Вчера подтвердилась информация о том, что очередной такой город обратился в суд для защиты от кредиторов.

Американские города как костяшки домино

На этот раз неплатежеспособность поразила город Сан-Бернардино, что расположен неподалеку от Лос-Анджелеса в штате Калифорния. Одно из старейших поселений штата, основанное переселенцами-мормонами, сегодня насчитывает около 210 000 жителей и просит суд защитить его от кредиторов.

Соответствующее заявление было подано 1 августа согласно американскому законодательству, предусматривающему особые процедуры для населенных пунктов. Долг города составляет около 1 млрд. долларов, что примерно соответствует стоимости всех его активов.

Теперь город обязан приостановить выплату по долгам, найм работников и выплаты в фонд медицинской поддержки пенсионеров. Ситуацию усугубляет то, что она во многом сложилась из-за преступных действий чиновников, которые на протяжении 13 лет скрывали истинную информацию о размере долга и дефицита.

Во что может превратиться Сан-Бернардино в ближайшее время, можно судить, глядя на другой город-банкрот в Калифорнии – Стоктон.

Кучи мусора на центральных улицах; заколоченные входы некогда роскошных торговых центров; клянчащие на выпивку бомжи и разгул преступности; безработица в 20% населения – вот что представляет из себя сегодня Стоктон – крупнейший город-банкрот в истории США.

Чуть ранее, в 2011 году, заявку на банкротство подал целый округ Джефферсон в штате Алабама, численностью жителей в 660 тыс. человек. Его задолженность перед кредиторами составила 4 млрд. долларов.

Но лидерство по числу обанкротившихся городов удерживает именно штат Калифорния. Только за это лето три города штата объявили о своей неплатежеспособности.

Разоряются не только города

Прибыль крупнейшего в США автоконцерна GM, приходящаяся на долю владельцев обыкновенных акций, по итогам первого полугодия 2012 года сократилась на 53,7%. Чистая прибыль GM за этот же период сократилась на 41%; скорректированная прибыль на акцию составила 0,90 долл., что на 41,6% ниже прошлогоднего показателя.

Автоконцерн никак не может вылезти из финансовой ямы. В 2009 году GM приступила к процедуре банкротства. В результате 60% акций отошло правительству США, а еще 16% правительству Канады, однако это не спасло компанию. Уже в следующем году GM начала IPO, для продажи акций правительственных акций. Его размер составил рекордные 23,1 млрд. долларов и стал самым крупным в истории США.

Симптоматично, что штаб-квартира GM находится в городе Детройт, который так и не оправился после краха 70-ых годов, связанного с нефтяным кризисом. Некогда процветающий промышленный центр теперь превратился в город-призрак и самый неблагополучный город США. Каждый четвертый житель здесь безработный, а уровень преступности в десятки раз больше, чем в Нью-Йорке. В разрушенных зданиях бывших автопроизводств снимаются голливудские блокбастеры и проводятся экскурсии для туристов, приходящих в шок от увиденного.

Списать долги не удастся

Экономические проблемы в США растут как снежный ком. Еще не преодолены последствия ипотечного кризиса 2008 года, а рынку жилья грозит новый обвал. Барак Обама и Минфин выдвинули план, предусматривающий списание части долга американцев по ипотеке, но он не прошёл. Федеральное агентство по финансированию жилищного строительства (FHFA), главный регулятор жилищного сектора США не поддержал инициативу Обамы, лишив его таким образом возможности козырнуть перед выборами.

По мнению регулятора переваливание долгов с плеч дебиторов на плечи добросовестных налогоплательщиков ни в коей мере не решит проблему.

«Ожидаемые выгоды не перевешивают издержки и риски», – заявил глава FHFA Эдвард де Марко.

Такое решение вызвало негодование Минфина и гневную отповедь Тимати Гейтнера, но решение осталось неизменным.

About this publication