A Call to Arms

<--

Бойня в “Сэнди Хук” подняла продажи штурмовых винтовок

Кому война, а кому мать родна – то же самое можно сказать и про нападения психопатов на американские учебные заведения. После бойни, которую устроил в Коннектикуте аутичный молодой человек Адам Лэнза, продавцы стрелкового оружия заявляют о наплыве покупателей, а противники свободного владения оружием готовы воспользоваться удобным моментом, чтобы закрепить свои инициативы законодательно.

В пятницу, 14 декабря, 20-летний Лэнза застрелил сперва собственную мать, а потом еще шестерых взрослых и двадцать детей в школе “Сэнди Хук” города Ньютаун, и уже в выходные хозяин расположенного по соседству оружейного магазина отметил рост покупательской активности. По словам торговца, наибольшим спросом пользуется самозарядная винтовка AR-15: кровавую “рекламу” этому оружию, представляющему собой гражданский аналог автомата M16, сделали и Лэнза, и Джеймс Холмс – одержимый фильмами про Бэтмана человек, который в июле напал на посетителей кинотеатра в городе Аврора, штат Колорадо.

Американцы торопятся пополнить арсеналы, опасаясь, что из-за бойни в Коннектикуте процедура покупки оружия в скором будущем значительно усложнится. К примеру, еще с 2011 года утверждения в Конгрессе ожидает “Акт об улучшении оружейных проверок” (Fix Gun Checks Act), который предложил на рассмотрение законодателей сенатор-демократ Чак Шумер. Эта инициатива, в частности, обязывает органы власти разного уровня участвовать в составлении досье, по которому будут проверять всех желающих вооружиться: в биографии каждого покупателя будут искать различные компрометирующие факты, от лечения у психиатров до уголовных преступлений.

Принятие законопроекта Шумера включил в свой список требований мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, в понедельник выступивший с обращением к федеральной власти. Градоначальник, являющийся сопредседателем ассоциации “Мэры против нелегального оружия”, предлагает полностью запретить продажу штурмовых видов огнестрельного оружия и сделать оружейную контрабанду особо тяжким уголовным преступлением. По словам Блумберга, преступления с использованием огнестрельного оружия приобрели в США масштаб “национальной эпидемии”, и в следующем году, когда приступит к работе новый состав Конгресса, мэр Нью-Йорка планирует “простимулировать” законодателей при помощи 34 видеороликов со свидетельствами раненых и родственников погибших от пуль. 34 – не случайное число, именно столько американцев в среднем гибнет от огнестрельных ранений каждый день.

Общенациональный запрет на продажу штурмового оружия, о котором говорит Блумберг, – отнюдь не новая идея. Его уже вводили в США в 1994 году на десятилетний срок, но продлевать не стали. “Штурмовым оружием” названы модели, сходные по конструкции со штурмовой винтовкой или, проще говоря, автоматом, но лишенные функции стрельбы очередями. В частности, запрет распространялся на винтовки AR-15, которыми потом, после снятия запрета, смогли обзавестись Холмс и Лэнза, и полуавтоматические модификации советского АК-47.

По мнению критиков, на уровень преступности в США запрет серьезно повлиять не смог. Во всяком случае он не помешал массовому убийству в школе “Колумбайн” в Колорадо – возможно, самому известному из американских школьных “шутингов” (дословно – “стрельба”, именно так называют преступления этого рода). Тогда, в апреле 1999 года, жертвами двух старшеклассников стали двенадцать учеников и учитель. После этого противники свободного оборота оружия активизировались, на уровне страны и отдельных штатов выдвигались соответствующие законодательные инициативы, но кардинально ситуация не поменялась.

В 2007-м произошла еще одна бойня, даже более кровопролитная: студент-кореец Чо Сын Хи застрелил 32 человека в Вирджинском политехническом институте. Дебаты между борцами за безопасность и защитниками второй конституционной поправки, гарантирующей право на оружие, возобновились с новой силой. Но результат прежний, и то же самое происходит после каждого серьезного инцидента. Когда Холмс в июле застрелил в кинотеатре 12 человек, правительство тщетно призывали запретить штурмовое оружие. Впрочем, даже если бы запрет и возобновили, это едва ли предотвратило бы бойню в “Сэнди Хук”, ведь запрет распространяется только на “стволы”, произведенные в период его действия, а мать Лэнзы сама была стрелком-энтузиастом и устроила дома целый оружейный склад.

После убийств в Ньютауне о запрете штурмового оружия снова говорят во весь голос: помимо Блумберга, отметились, в частности, сенатор-демократ Дайэн Файнстин, ее независимый коллега Джо Либерман и два губернатора-демократа – Эндрю Куомо в Нью-Йорке и Дэннел Мэллой в Коннектикуте. Казалось бы, все как обычно, но специфика момента в том, что Обама, прежде всеми силами избегавший решения оружейной дилеммы, только что благополучно переизбрался на второй и последний президентский срок и, следовательно, получил некоторую свободу действий.

16 декабря президент США прибыл в Ньютаун, чтобы выступить на церемонии в память жертв Лэнзы. Такие поездки стали для Обамы печальной традицией – за время его президентства США пережили уже пять крупных “шутингов”. Три первых пришлись на 2009 год: март – местечки Женева и Сэмсон в штате Алабама (10 убитых); апрель – иммиграционный центр в Бингхэмптоне, штат Нью-Йорк (13 убитых); ноябрь – база Форт Худ в Техасе (13 убитых). Теперь, в 2012-м – Аврора и Ньютаун. Выступая в Коннектикуте, президент не смог сдержать слез и задался риторическим вопросом о том, достаточно ли делает Америка для защиты своих детей. “Я размышлял об этом последние несколько дней, и, если себя не обманывать, ответ будет отрицательным, – сказал Обама. – Мы делаем для этого недостаточно, и нам придется измениться”.

Изменения, перемены – это один из главных речевых штампов Обамы, но что же он сделает на практике? Вполне возможно, вернет запрет на штурмовое оружие. Такие планы у его администрации были еще в 2009 году, а теперь некоторые члены Конгресса, ранее упрямившиеся, сигнализируют о готовности идти на уступки. Впрочем, успех не гарантирован. Как только страсти немного утихнут, в полную силу заработает оружейное лобби, а члены Национальной стрелковой ассоциации начнут бомбардировать народных избранников тревожными посланиями. Влияния борцам за вторую поправку не занимать: например, в том же Коннектикуте они незадолго до последних событий благополучно “зарубили” законопроект об ограничении на емкость оружейного магазина, под которое попала бы и пресловутая AR-15.

Но, даже если Конгресс примет “Акт об улучшении оружейных проверок”, запретит полуавтоматическое оружие и одобрит какие-то еще инициативы, вопрос о безопасности детей Америки в обозримом будущем останется открытым. И, уж конечно, не утихнет спор о праве гражданина на оружие, который тревожит современное американское общество не меньше, чем дискуссия об абортах и однополых браках.

About this publication