Fat America

<--

В Америке очень много толстых людей. Нет, не таких толстых, каких вы видели в Макдональдсе на прошлой неделе, с тремя подбородками и обширной попой. Если в России и есть настолько большие люди, они, скорее всего, не выходят из дома. Потому что когда ты весишь 180 кг, ноги уже в буквальном смысле не держат, и передвигаться приходится на инвалидной коляске особой прочности. Насколько публичные места в России доступны для колясочников – отдельная тема, суть в том, что у нас вряд ли все так плохо с ожирением, как в Штатах. Потому что наша еда не настолько ужасна и не направлена на то, чтобы постоянно нашпиговывать детей и взрослых супержирами, огромным количеством сахара и углеводов. Быть толстым в Америке очень просто. Гораздо сложнее быть здоровым.

По данным американского Центра по контролю и профилактике болезней (Centers for Decease Control and Prevention), 36% американцев старше двадцати страдают от экстремального ожирения, еще 33% пока не перешли в категорию “obese”, но их вес уже значительно выше нормального. Что еще страшнее – 18% детей в возрасте от 6 до 11 лет и 12% малышей в возрасте от 2 до 5 лет находятся в этой категории. “Obese” означает, что человек практически на сто процентов тяжелее веса, который считается нормальным для его возраста.

Конечно, для какой-то части людей, страдающих от такого экстремального ожирения, причина этого – определенная болезнь. Но все же основной «виновник» американской трагедии – пристрастие к еде, которое здесь уже приравнивают к зависимости от сигарет, алкоголя и наркотиков. Опять же, мне жутко видеть пятилетних детей, поедающих пончики и бигмаки. Этот выбор за них делают родители, и дальше ребенку уже придется самому бороться с лишним весом, растянутым желудком и привычкой наедаться до отвала всякой дрянью.

Всем наверняка известно, насколько огромные в Штатах порции. Любой ресторан средней руки, если это не дорогой “fine dining”, накормит вас до отвала. Килограммы пасты, большие десерты по тысяче калорий каждый. Громадные тарелки, до краев наполненные едой. Когда я приехала в США в первый раз, мне было неудобно даже отвечать на вопрос официантки, завернуть ли мне остатки моего ужина с собой. У нас так не принято. Здесь это логически обоснованная норма – если желудок не растянут до фантастических размеров, съесть все эти огромные блюда за раз невозможно.

Но проблема даже не в количестве. Она в качестве. В России, по последним данным, разрешено использование 14 видов генетически модифицированных организмов – различных сортов кукурузы, картофеля, риса и свеклы. При этом выращивать генномодифицированные овощи и зерновые на территории страны нельзя, а продукты, содержащие более 0,9% ГМО, должны сопровождаться соответствующей маркировкой. В Америке, по оценкам специалистов, 80% еды содержит в себе ГМО. При этом опросы показывают, что американцы хотят знать, что входит в эти проценты. Но мощное биотехнологическое лобби в правительстве страны этому активно мешает – производители продуктов питания в Штатах не обязаны указывать наличие и количество генномодифицированных ингредиентов. Безопасность ГМО для здоровья людей при этом «подтвердили» правительству, по сути, те же компании, что их производят, зарабатывая на этом миллиарды долларов.

По поводу того, что генномодифицированная кукуруза или соя могут с вами сделать, есть множество версий одна страшнее другой. У одних ученых подопытные крысы, всю жизнь питающиеся ГМО, болеют и умирают от рака, у других – становятся неоправданно агрессивными, у третих – второе поколение крыс оказывается бесплодным. Пока другие ученые спорят о том, можно ли доверять этим опытам, американцам остается только гадать, чем же нам все-таки грозят красивая клубника без запаха и соевое молоко. Вполне возможно, всю полноту последствий потребления генетически измененных продуктов сможет осознать только следующее поколение, выросшее на них.

Ясно одно – ГМО точно влияют на обмен веществ человека и на то, как организм воспринимает еду. Люди здесь не просто полные, они толстеют во все стороны, пока не превращаются в бесформенное нечто, больше похожее на жабоподобного монстра из «Звездных войн», чем на гуманоида. Девочки-подростки 12–14 лет могут вполне сойти за 25-летних – их тела уже к этому возрасту подходят скорее взрослым женщинам. Около 70% американцев страдают от какой-либо аллергии – это тоже связывают с употреблением генетически измененных продуктов.

Все больше людей в Штатах не переносят молочные продукты и глютен – клейковину, содержащуюся в зерновых. В местных магазинах появилось множество упаковок с “gluten free” хлебом, крекерами и пирогами, а коровье молоко заменяют кокосовым, рисовым и миндальным. Люди вынуждены искать более здоровые варианты привычных блюд и продуктов, потому что не могут съесть простой кусок хлеба с молоком – эта еда вызывает у них боль, воспаление тканей кишечника и прочие прелести. Откуда все это взялось?

Специалисты по здоровому питанию говорят, что современный американский хлеб содержит больше клейковины, чем батоны 20–30 лет назад. В напитки добавляют больше сахара, а в мясо – жир. Одна из тренеров в моем спортзале провела для нас эксперимент с небольшой горстью jelly beans – маленьких разноцветных конфеток, популярных в Штатах на Пасху. Она сказала, что для здорового баланса человек должен есть не больше 7–8 столовых ложек сахара в день. В горсти невинных конфет сахара было именно столько. В следующий раз тренер показала нам кусок сливочного масла чуть больше размера кулака – столько жира содержится в чизбургере и картошке фри из Макдональдса. Эти откровения пугают и заставляют задуматься – что же мы все таки едим?

Важно добавить, что вредная еда в Штатах гораздо дешевле и доступнее, чем полезная. Значительно проще заехать по дороге домой в Бургеркинг, чем поехать в магазин здоровой еды за полкило говядины, которая при жизни ела только траву, а не антибиотики. Органическая курица, выросшая не в клетке, стоит дороже, чем невероятного размера «ножки Буша», покрытые жиром, которому позавидовала бы любая порядочная свинья.

Некоторые особо склонные к паранойе сторонники сыроедения и раздельного питания говорят, что любая еда в Америке, которая рекламируется по телевизору и продается в цветастой коробке, скорее всего, вредна для здоровья. Ну а врачи уже поговаривают о том, чтобы приравнять сахар к ядовитым веществам и ограничить его продажу детям. Конечно, на этот счет им еще стоит побороться со сникерсным лобби.

А пока американцы свыкаются с мыслью о том, что каждый второй человек в стране в какой-то период своей жизни заболеет раком, а каждый четвертый – от него умрет. Они уже устали слушать как «пластик/токсин в шампуне/ГМО морковка/средство от загара/вставьте любое слово» вызовет у них рак, и живут по принципу YOLO – you only live once. Они покупают мороженное килограммами, объедаются и пьют сладкую соду литрами.

Врачи говорят, что к 2020 году две трети американцев будут относиться к категории “obese”, что позволит Америке стать первой по ожирению граждан среди стран мира. Может, хоть в этом «состязании» Штаты захотят отказаться от своей страсти побеждать всегда и везде, – политики уже сейчас боятся, что экономика страны не сможет заплатить за медицинские страховки всех полных людей, иногда отъедающихся до состояния инвалидности. По словам Мишель Обамы, от решения вопроса ожирения зависит физическое и эмоциональное здоровье целого поколения, а также экономическое благополучие и безопасность страны. Жена президента даже создала свою организацию по борьбе с детским ожирением – “Let’s move!”

Ну а пока американцы смотрят шоу “Biggest loser” о стремительно худеющих толстяках и удивленно спрашивают у стройных знакомых, в чем их секрет. Ах, если бы секрет существовал! Но все просто – здоровая еда, активный стиль жизни и лестница вместо лифта. Однако как и все простые истины, Мишель Обаме придется повторить им эту еще не раз.

About this publication