Penpals

<--

Российская пресса весьма позитивно восприняла сообщения о том, что Кремль готовит благожелательный ответ на «секретное послание» Барака Обамы. Это письмо Владимир Путин получил 15 апреля из рук Томаса Донилона, помощника президента США по национальной безопасности.

Несмотря на то, что пока о ходе этих «заочных переговоров» поступает довольно мало информации, в обществе вновь появилась слабая надежда на то, что «волнообразные» отношения России и США вступают в новую фазу: очередной пик напряженности пройден и теперь сторонам предстоит искать сферы для сотрудничества, нежели поводы для споров.

Сведения о примирительном послании Обамы, которое должен был передать Донилон, появились в СМИ еще в середине января — на пике напряженности, вызванной давними разногласиями по поводу европейского сегмента натовской системы противоракетной обороны и «законом Магнитского». Однако дату встречи с представителем Барака Обамы не раз переносили, и состоялась она только в середине апреля, всего через три дня после того, как американская сторона опубликовала имена российских чиновников, содержащиеся в «списке Магнитского».

Томас Донилон

Из официальных сообщений об этой поездке какие-либо определенные выводы сделать трудно. В анонсе американского Белого дома, опубликованном накануне встречи, сказано лишь, что в ходе беседы будут затронуты «темы двусторонних отношений, широкий круг проблем международной политики, безопасности, а также экономические вопросы». Ненамного подробнее пресс-служба Белого дома рассказала и об итогах визита Донилона: в сообщении говорилось лишь о том, что обсуждение вопросов отношений двух стран было «всесторонним и конструктивным».

В публикации пресс-службы Кремля о теме дискуссии вообще ничего не сказано, зато в подробном списке участников встречи фигурируют заместитель Министра обороны Анатолий Антонов, «представители Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки», а также «заместитель госсекретаря США по контролю за вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер». Тем самым фактически сообщалось об обсуждении болезненной для России темы ПРО.

На следующий день этот факт подтвердил и Совет безопасности Российской Федерации, назвав в числе самых актуальных тем встречи «перспективы развития противоракетной обороны США и поддержания стратегической стабильности». В этом же сообщении был зафиксирован и факт передачи Донилоном «послания от президента Барака Обамы».

Информация о содержании этого документа на протяжении последних месяцев поступала в прессу в ограниченном объеме. Журнал The Foreign Policy сообщал, что в письме Обама «четко формулирует свои планы по дальнейшему сокращению вооружений и, возможно, даже по заключению соглашения об американских средствах противоракетной обороны».

В свою очередь, российская пресса пишет, что основная мысль послания президента Соединенных Штатов — это примирение: «две великие державы с особой исторической миссией должны совместно решать глобальные задачи, а не ссориться по мелочам». Кроме того, сообщалось, что письмо содержит 27 пунктов, которые затрагивают вопросы экономического сотрудничества и программу сокращения ядерных арсеналов. Но ключевой проблемой, опять же, был назван европейский сегмент ПРО.

Предполагается, что на данном этапе США предложат России заключить так называемое «исполнительное соглашение» по этому вопросу. Но по мысли Барака Обамы, касаться оно будет пока только «предоставления информации», которая позволит убедиться, что ядерные программы двух стран не нарушают стратегического паритета и «не представляют угрозы для сил сдерживания».

Если появившиеся в СМИ сведения достоверны, можно заключить, что такое предложение Вашингтона содержит для Москвы два очевидных минуса. Первый заключается в том, что исполнительное соглашение, которое президент США имеет право заключить без согласия Сената, фактически не является международным договором: следующий президент сможет легко отменить его, сведя на нет прогресс, достигнутый в двусторонних отношениях.

Второй минус — суть этого соглашения. «Предоставление информации» о ПРО — вовсе не та цель, к которой стремится Кремль. После провала переговоров о создании совместной системы ПРО в Европе, Москва настаивала на заключении договора, который гарантировал бы тот факт, что натовская система «не направлена против России». Однако долгие и безрезультатные дискуссии, похоже, заставили российскую сторону смягчить позицию.

Еще три месяца назад в Мюнхене министр иностранных дел Сергей Лавров сделал ряд жестких заявлений по поводу системы противоракетной обороны. Через несколько недель глава МИД по итогам встречи с госсекретарем США Джоном Керри в Берлине вновь заявил о необходимости «гарантий ненаправленности системы внутрь евроатлантического региона и против российского ядерного потенциала».

Однако 7 мая, через две недели после визита в Москву Донилона, Сергей Лавров провел новую встречу с Джоном Керри, и тональность заявлений, сделанных после этого, резко изменилась. «Состоялся интенсивный, заинтересованный обмен мнениями о путях развития отношений между нашими странами с акцентом на необходимость придания им позитивной динамики, в том числе через расширение торгово-инвестиционных связей и контактов между людьми. Обсуждались вопросы поддержания военно-стратегической стабильности и влияния на нее американских планов в области противоракетной обороны», – так МИД отчитался об итогах беседы Лаврова и Керри.

Кроме того, «положительные сигналы» можно разглядеть и в заявлениях Владимира Путина, который в ходе той же майской встречи сообщил, что ответ на послание Обамы «уже готовят». Исходя из этого, можно заключить, что взаимные уступки России и США по такому болезненному вопросу, как система противоракетной обороны стран НАТО, действительно наметили выход из затянувшейся фазы «похолодания» отношений двух стран.

Теперь ожидается, что 20 мая в Вашингтон с ответным письмом отправится член совета безопасности Николай Патрушев. А вскоре после этого президентам предстоят личные встречи: в июне — на саммите G8 в Великобритании, а в сентябре — на саммите G20 в России, в Санкт-Петербурге.

В этом отношении весьма символистичным выглядит и предложение Барака Обамы создать «защищенный канал цифровой видеосвязи» между Москвой и Вашингтоном: по сообщениям российский СМИ, эта инициатива значится в одном из пунктов послания президента США. 20 июня знаменитая прямая линия между СССР и Соединенными Штатами (именуемая также «красным телефоном»), отмечает 50-летний юбилей. Необходимость такого способа связи была осознана сторонами в 1963 году после Карибского кризиса. Теперь, по всей видимости, на смену «красному телефону» придет некое подобие Skype. XXI век как-никак.

About this publication