Stop, Thief!

<--

Политолог Александр Ведруссов — о том, кто на самом деле влияет на европейское общественное мнение

И все-таки США — удивительная страна. Это самый главный должник в мире с займами на $22 трлн. При всем этом Вашингтон как-то постоянно исхитряется находить огромные средства на всё новые и новые «звездные войны». То есть проекты по борьбе с мифическими проблемами и угрозами. В этом смысле очень показателен бюджет США на 2020-й финансовый год, в котором может появиться примечательная статья расходов — на противодействие «российскому злонамеренному влиянию» в Европе.

По сравнению с рекордными военными тратами в размере $700 трлн сумма в $0,5 млрд, дополнительно выделяемая под информационно-пропагандистское сдерживание России, пожалуй, даже не выглядит особо впечатляюще. Однако весьма симптоматично то, что такие расходы вообще переведены в публичную плоскость. Раньше они, как правило, проходили по закрытым статьям и не выставлялись напоказ.

Выбор Европы в качестве «поля битвы» для борьбы с российским влиянием во многом оправдан. В европейской политике в настоящий момент одновременно наблюдаются две почти противоположные друг другу тенденции. С одной стороны, общеевропейский истеблишмент в отношении России продолжает следовать в русле евроатлантизма и практически руководствоваться принципами холодной войны. Об этом свидетельствует, например, позиция большинства депутатов Европарламента, которые на этой неделе проголосовали за отказ от стратегического партнерства с Россией и пересмотр подписанного в 1994 году Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС).

С другой стороны, руководители многих евроскептически настроенных государств ЕС, выступающих против диктата Брюсселя, призывают к восстановлению полноценных отношений с Москвой. В частности, премьер-министр Италии Джузеппе Конте на фоне активизировавшихся дискуссий о целесообразности антироссийских санкций, подтвердил, что его страна продолжает вести работу над их отменой.

Еще более проросcийским фактором в Европе является общественное мнение даже в тех странах, лидеры которых выступают за продолжение санкционного давления. Например, согласно последним опросам 69% жителей Германии хотели бы расширения связей с Россией и только 41% — с США. Если же принимать во внимание более конкретные аспекты взаимовыгодного сотрудничества, то чаша весов тем более склоняется в сторону Москвы, а не Вашингтона: 56% немцев высказываются за реализацию российского проекта «Северный поток – 2», в то время как американскую точку зрения о его геоэкономической опасности разделяет всего 16% граждан ФРГ.

Таким образом, руководству США на европейском континенте действительно есть над чем поработать и в плане соответствующей коррекции общественного мнения, и, что намного важнее, в смысле сохранения рычагов воздействия на брюссельскую бюрократию и национальные правительства. Важно понимать, что на цели борьбы с российским информационным и политическим влиянием в мире отдельные статьи расходов есть и у американских спецслужб, и у Госдепартамента США, и у НАТО. Поэтому предложенный Трампом новый антироссийский проект будет лишь своеобразной вишенкой на хронически дефицитном американском бюджетном пироге.

Ранее стало известно, что США планируют раскинуть по миру сеть национальных «центров цифровых расследований» и запустить специальные «мониторинговые миссии», призванные выявлять «факты вмешательства Москвы в электоральные процессы». Уже этой весной пилотные проекты планируется начать в Грузии, странах Прибалтики и на Балканах. Таким образом, под прикрытием борьбы с российским влиянием американцы, по сути, получат индульгенцию на прямое воздействие на информационные и электоральные процессы по всему миру.

Для чего американцам нужна такая активизация на европейском континенте, можно наглядно увидеть на примере такой страны, как Черногория: даже при преобладающих пророссийских общественных настроениях США смогли затащить страну в НАТО и заставить черногорское руководство проводить в целом довольно недружественную политику по отношению к Москве. То есть основная задача американцев — не допустить конвертации очевидных симпатий к России в победу «пророссийских» сил на европейских выборах.

Надо отдать США должное: они действительно сумели перевести фокус внимания с собственного вмешательства во внутренние дела европейских стран на Россию. Оказывается, если вор достаточно громко и уверенно кричит «Держите вора!», то это действительно отводит от него подозрение. Кто сейчас вспомнит о масштабной программе слежки спецслужб США за своими союзниками в Европе? А ведь речь шла о грандиозном скандале, который, помимо прочего, наглядно высветил подчиненное положение многих европейских лидеров по отношению к Вашингтону.

В последние годы ситуация в Европе стала явным образом меняться не в пользу Соединенных Штатов: многие национально ориентированные европейские лидеры всерьез заговорили о необходимости отделаться от навязчивой и во многом деструктивной опеки США. В этом смысле своевременно вброшенный и искусно продвигаемый американцами и их сателлитами тезис о всепроникающем влиянии России, надо признать, вполне успешно выполняет свою функцию — если отношения между США и европейскими странами будут и дальше ухудшаться, в обозримой перспективе это не сильно поможет сближению Европы с Россией. Во всяком случае, Вашингтон не пожалеет средств даже на самые затратные проекты по противодействию Москве и сохранению своего информационно-политического присутствия в Европе…

About this publication