Washington Lost Its Trump Card To Sabotage Chinese-Russian Relations*

<--

Экс-госсекретарь США Генри Киссинджер прибыл в Пекин и встретился с министром обороны КНР Ли Шаньфу и членом Политбюро КПК Ван И. Более полувека назад Киссинджер проложил путь для восстановления дипотношений между двумя державами и перетягивания Поднебесной на сторону США в противоборстве с СССР. Поездка Киссинджера последовала за визитами в Пекин главы дипведомства США Энтони Блинкена, министра финансов Джанет Йеллен и спецпредставителя Вашингтона по климату Джона Керри. Цель Белого дома – восстановить нормальные связи с КНР. Киссинджер совершает вояж по своей воле. Но он расскажет администрации США о своих беседах.

Как передает New York Times, нынешних американских чиновников принимали с разной степенью холодности.

Китайские собеседники и медиа даже подвергали их критике. А отчет прессы о встрече гостя с Ли Шаньфу был более теплым. Сам факт, что он вообще был принят министром, кое-что да значит. Ведь Пекин отверг просьбу министра обороны США Ллойда Остина о встрече с Ли на форуме в Сингапуре в июне. Отказ китайцы мотивировали тем, что США наложили санкции на главу их военного ведомства. Это случилось в 2018 году, когда генерал Ли еще не был министром, но занимал ответственный пост в оборонном ведомстве и был причастен к закупкам российских истребителей и зенитно-ракетных комплексов.

В разговоре с Киссинджером Ли выразил надежду на то, что США будут продвигать «здоровые, стабильные» отношения с Китаем. В то же время он подверг критике «некоторых людей в США за то, что они не хотят пройти половину пути к Китаю. В результате дружественные коммуникации были разрушены». Киссинджер же сказал, что «приехал как друг Китая», что две страны должны устранить непонимание, «сосуществовать мирно и избежать конфронтации».

На момент сдачи номера «НГ» в печать не было известно, как долго пробудет экс-госсекретарь в Китае. В 2019 году его принял председатель КНР Си Цзиньпин. Тогда Си пожелал гостю многих лет здоровой жизни и чтобы он продолжал вносить вклад в китайско-американские отношения.

Reuters в комментарии указывает, что Киссинджер совершает визит в тот момент, когда диалог между оборонными ведомствами двух держав остается замороженным, а обе стороны продолжают расширять размещение своих частей в Восточной Азии. Миссию Киссинджера не облегчает то, что Белый дом планирует установить новые рестрикции на американские инвестиции в Китай в области искусственного интеллекта и полупроводников. С другой стороны, несмотря на соперничество, две державы экономически тесно взаимосвязаны. Китай остается самым большим торговым партнером США после Канады и Мексики.

У Синьбо, декан факультета университета Фудань в Шанхае, говорит: «Теплый прием Киссинджера показывает, как ценит Китай старых друзей. Полной противоположностью этой дружбе служит весьма агрессивная позиция по отношению к Пекину, которую занимает нынешняя администрация США».

Global Times, газета, издаваемая Коммунистической партией, приурочила к приезду Киссинджера интервью с американским профессором Томасом Шварцем, автором книги об этом выдающемся политике. Профессор говорит, что Киссинджер – человек с юмором, но если ему задашь острый вопрос, он моментально переходит в контратаку. Касаясь отношений США–Китай, экс-госсекретарь сказал, что они носят опасный характер. США сочли, что Китай – враг, а Китай счел, что США – враг. Это в чем-то напоминает период перед Первой мировой войной, когда Германия и Британия видели друг в друге смертельную угрозу для своих интересов в мире. Киссинджер убеждает обе стороны, что конфликт в нынешнее время тоже был бы самоубийственным. В этом же ключе нужно воспринимать его позицию по событиям в Украине. Он приветствовал китайский план установления мира.

Но возникает вопрос. Если обращаться к истории, то ведь Киссинджеру в 70-е годы удалось не просто восстановить диалог с коммунистическим Китаем. Он еще сумел перетянуть его на сторону США в конфликте с Советским Союзом.

В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, отметил: «Поездка Киссинджера символична. Его встреча с китайским министром обороны свидетельствует, что китайская сторона тоже настроена на диалог, но в тех рамках, которые считает уместными. А Киссинджер старается предотвратить крах американско-китайских отношений. Что же до исторических параллелей, то у США ныне нет на руках тех козырей, которые были в конце 1960–1970-х. Тогда США использовали вооруженное столкновение на острове Даманский и стремление Китая восстановить свое место в ООН, которое занимал Тайвань. Сегодня осталось только желание поссорить Китай с Россией. А возможностей для этого нет».

About this publication