Expecting Obama

<--

В ожидании Обамы

Эксперты считают, что новая администрация США предпочтет не обострять отношения с Россией

Во вторник избранный американский лидер Барак Обама официально вступит в президентские права. Сейчас международная «обамомания» заметно поутихла под гнетом экономического кризиса и обострившейся ситуации на Ближнем Востоке: политический мир застыл в ожидании первых решений нового лидера США. Тем временем российские эксперты пытаются спрогнозировать, какой курс выберет для сверхдержавы под названием Соединенные Штаты Америки 44-й хозяин Белого дома.

Сам Обама старательно проводит параллели между собой и 16-м президентом США Авраамом Линкольном. И тот, и другой действительно в разные столетия представляли в конгрессе штат Иллинойс. Впрочем, основной заслугой Линкольна является все же победа Севера над Югом в гражданской войне и последовавшая за этим отмена рабства. По словам депутата Госдумы, директора Института политических исследований Сергея Маркова, 16-й президент «совершил унификацию США».

«Обаме стоит обратить внимание на Иран. США и России было бы выгодно, если бы власть там сменилась» «Я не понимаю, что там может сделать Обама», – признался аналитик. По мнению эксперта, пока Барак Обама больше напоминает не сурового Линкольна, а широко улыбающегося Чеширского кота. С одной стороны, он обаятелен и, как показали выборы, убедителен. С другой, заседая сначала в заксобрании Иллинойса, а затем в конгрессе США, Обама «не сделал ничего». Поэтому, говорит Марков, на деле Обама может оказаться и вторым Рузвельтом, и третьим Бушем, и даже американским Горбачевым.

Но какой бы пример для подражания ни выбрал для себя Обама, 44-му американскому лидеру в любом случае придется решать одни и те же державные проблемы. И в первую очередь вытаскивать свою страну из экономического кризиса, в который она ненароком утянула весь просвещенный мир.

Здесь, уверен замдиректора Института США и Канады РАН Павел Золотарев, у Обамы могут возникнуть серьезные трудности. По словам эксперта, к экономическому коллапсу США привели «системные ошибки». В частности, претензия на роль мирового гегемона. И устранение завершившихся экономическим коллапсом системных противоречий – дело не одного года.

«В первое президентство такие меры вряд ли удастся реализовать», – считает политолог.

Понятно, что решение экономических проблем станет для администрации Барака Обамы задачей номер один. Однако внешней политикой новому хозяину Белого дома заняться все равно придется. По словам Золотарева, на международной арене основное внимание лидера США будет приковано к Ираку и Афганистану.

Расстановка кадров в команде 44-го президента, в том числе в госдепе, в целом, внушает оптимизм (фото: Reuters)

А вот российско-американские отношения отойдут на второй план. И здесь, прежде всего, будут обсуждаться вопросы ПРО и стратегические вооружения. Благо, по словам эксперта, уходящий президент Буш начал процесс «развала системы контроля над вооружениями».

«Будет возврат к вопросу контроля над вооружением. Здесь в первую очередь начнется тесное взаимодействие с Россией», – уверен Павел Золотарев.

Так, эксперт уверен, что уже к концу нынешнего года Россия и США подготовят новый договор по стратегически-наступательным вооружениям вместо заканчивающегося соглашения СНВ-1. А также сумеют найти компромисс по ПРО.

«Новый президент в определенной мере отложит в долгий ящик развертывание стратегических вооружений в Европе. Острой необходимости, которая подталкивает к их размещению в Европе, нет», – говорит замдиректора Института США и Канады РАН.

При этом эксперт ожидает, что новая американская администрация «не будет вести себя на постсоветском пространстве» так, как команда Буша. В частности, болезненные для Москвы вопросы присоединения Грузии и Украины к НАТО, по мнению аналитика, «подниматься не будут». Хотя это, конечно, не значит, что американцы откажутся от цели распространить свое влияние в СНГ.

Кроме того, «сближению России и США», считает Золотарев, будут способствовать «вопросы региональной безопасности». Политолог напомнил, что проблему Афганистана ни США, ни НАТО не в состоянии решить самостоятельно. Здесь им необходима помощь России.

Кроме того, по словам замдиректора Института США и Канады РАН, расстановка кадров в команде 44-го президента, в том числе в госдепе, в целом, внушает оптимизм. «Ключевой фигурой будет экс-посол США в Москве Бернс, который хорошо себя здесь зарекомендовал», – говорит Золотарев.

И одновременно призывает отечественных наблюдателей не рассчитывать на мгновенную смену курса Вашингтона. «Не надо забывать, что американская система, в отличие от российской, на резкие повороты не рассчитана. Она толкает на эволюционный путь развития, не дает резко поворачивать руль», – предупреждает политолог.

В отличие от коллеги, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов не столь оптимистичен в оценке кадрового резерва администрации Обамы. По его словам, окружение нового президента не будет «коллективом единомышленников», а посему Обаме еще предстоит столкнуться с интригами внутри Белого дома.

К тому же, считает политолог, Обама должен будет доказать всему миру, что он реальный лидер, а не человек, который переехал в президентскую резиденцию, чтобы «улучшить имидж США», и за которого все решения принимают «другие фигуры».

Так, социальным вызовом для нового президента, по мнению Михаила Виноградова, станут проблемы среднего класса. Эксперт подчеркнул, что за Обаму в основном голосовали очень богатые и очень бедные. Теперь ему придется решить, как найти общий язык с костяком американского общества.

Впрочем, перечисленные выше проблемы Обама, видимо, будет решать в течение всего лидерского срока. А первоочередными задачами для него, соглашается Михаил Виноградов, будут все же борьба с экономическим кризисом и «выбор внешнеполитического направления».

По словам эксперта, в «денежном» плане мир затаив дыхание ждет снижения курса доллара и внятного плана по выводу США из глубокой финансовой комы. А вот во внешней политике, по мнению Виноградова, Америке было бы правильно взглянуть в сторону Ирана. И уделить особое внимание запланированным там на июнь президентским выборам. «США и России было бы выгодно, если бы власть в Иране сменилась», – уверен эксперт.

Впрочем, Виноградов не разделяет радужных надежд коллег на то, что США отодвинут на второй план свои интересы в СНГ. И в первую очередь потому, что в самом СНГ ощутимо возрос интерес к Америке.

По словам эксперта, после грузино-осетинской войны уверенно «идут на сближение» с США Белоруссия и Узбекистан. Так что, дабы переиграть Обаму на постсоветском поле, по мнению Виноградова, российской стороне придется действовать значительно тоньше, чем при выяснениях отношений с администрацией Буша.

«Тема вооружений не кажется ключевой в российско-американских отношениях», – говорит президент фонда «Петербургская политика».

Тем не менее эксперт согласен, что на первом этапе Вашингтон в диалоге с Москвой будет поднимать именно эти вопросы. А вот решение по размещению ПРО в Европе, по мнению Виноградова, США отложат до завершения выборов в Иране.

About this publication