В одну из первых своих служебных командировок в США четверть века назад я ездил в Техасский университет.
Убедившись, что тамошние студенты не меньше московских любят полуночные загулы, я поинтересовался, строго ли у них следят за посещаемостью на лекциях. “Совсем не следят, – ответили мне. – Это же наша учеба, за которую мы сами платим”.
Теперь мой сын учится в американской начальной школе, и я знаю, что там за посещаемостью следят чуть ли не строже, чем за успеваемостью. Но, по-моему, главное, чему там учат, это как раз чувство ответственности за себя и свою учебу.
Часто приходится слышать, будто в американских школах царит дикая вольница, дети делают, что хотят, и никто им в этом не препятствует. Это заблуждение. Порядок там есть, и достаточно строгий. Просто он сознательно устроен так, чтобы опираться не на контроль, а на самоконтроль.
Впрочем, и контроль бывает куда жестче российского – там, где американцы считают это нужным. Например, они не позволяют детям мешать другим учиться и тем более обижать других. Наябедничать на обидчика не только не зазорно, но и почти почетно. Кстати, схожее отношение и к списыванию.
Для физической безопасности запрещено приносить в школу не только оружие – настоящее и игрушечное, но и съестное, способное вызвать аллергическую реакцию, например, орехи. Действует полный запрет на прикосновения детей друг к другу. О том, чтобы на ребенка поднял руку или просто накричал учитель, не может быть и речи.
Чтобы старшие ребята не обижали маленьких, начальная школа отделена от средней. Проблемой травли детей сверстниками (а она, конечно, все же существует) занимаются не только родители и учителя, но и власти. Недавно в Белом доме прошла общенациональная конференция на эту тему с участием президента страны Барака Обамы.
При всем том внешне гайки в школах здесь закручены не туго. Учащихся не заставляют носить форму, они достаточно вольно разговаривают с учителями и даже директором, на уроках могут сидеть за партами, а могут и на полу (естественно, все же с согласия учителя), не имеют дневников с отметками, не занимаются чистописанием и подсчетами типа “две клеточки вниз, три клеточки вбок” и т.п.
Требование решать, например, математическую задачу по установленному шаблону не просто отсутствует, а принципиально отвергается. Установка прямо противоположная: “единственно верных” решений практически не бывает ни в учебе, ни тем более в жизни.
Это как раз один из главных местных уроков. Детям внушают, что необходима терпимость к чужому мнению, что “иной не значит плохой”. Кстати, все цитаты почерпнуты из моих бесед с американскими и российскими директорами и преподавателями школ, детскими психологами, родителями.
Сравнивать методики обучения, принятые в России и США, я не берусь. Но за формами и методами мне видится принципиально разная “идеология”. У нас известный принцип: “не можешь – научим, не хочешь – заставим”. У них – выбор: учись сам, заставлять никто не будет, хотя на помощь можешь рассчитывать. И будь готов нести ответственность за то, что предпочтешь.
Многие, кстати, не учатся – в силу детского легкомыслия, тяжелых жизненных обстоятельств или иных причин. Расплачиваться за это приходится не только им самим, но и всей стране, о чем не устает напоминать тот же Обама. В профильных международных рейтингах США занимают невысокие места.
Есть у свободы и еще более драматичная оборотная сторона. Трагедии наподобие массовой бойни, устроенной в 1999 г. двумя подростками в средней школе “Колумбайн”, оставляют неизгладимый след в общественном сознании США.
И все же я уверен, что от своего общего подхода, основанного на самостоятельности, сознательности и свободе выбора, означающего помимо всего прочего и право на ошибку, американцы не отступят. Это у них в крови. И в школах детей учат, что ошибаться тоже нормально.
Другое дело, что с этим согласны не все. Недавно Америка с увлечением читала и обсуждала книжку самозваной “матери-тигрицы” о воспитании детей. Местная китаянка Эми Чуа на своем опыте доказывала, что их надо нещадно муштровать, не прощая ошибок и лени и не считаясь с обидами. Дескать, потом сами спасибо скажут.
Еще раньше нечто подобное рассказывала мне знакомая по школьному двору мама-кореянка. Она тоже противопоставляла “командный” стиль – на ее взгляд, “типично азиатский” – стандартному американскому. Но ей как раз “тигриные” вариации на тему “не научим, так заставим” не по душе.
Мне тоже. По-моему, постоянно контролировать ребенка значит приучать его к безответственности. К тому, что за его поведение, учебу, в конечном счете за всю его жизнь отвечает не он сам, а другие, взрослые.
Это духовно калечит. Прививает несамостоятельность, неверие в собственные силы, привычку полагаться на чужие “руководящие указания”. Может порождать неискренность и лживость, холопскую психологию, при которой человек слушается напоказ, но при малейшей возможности норовит обмануть, схалтурить, “закосить” – от учебы, от армии, от работы. Вызывает протест.
Среди уроков школы и жизни в США я хочу выделить еще буквально две вещи. Прежде всего вот эту самую искренность, правдивость, рожденную счастливым непониманием того, зачем вообще притворяться и лицемерить. Это тоже прививается с детства.
Нет, конечно, американцы могут в известных обстоятельствах сказать неправду, поддакнуть или осмотрительно промолчать из соображений собственной выгоды или даже просто из вежливости (они в массе своей хорошо воспитаны, включая и детей). Конечно, и среди них многие оболванены госпропагандой и верят в то, что Америка всегда и во всем права.
Но именно верят, а если не верят, то так и говорят. “Петь с чужого голоса” просто ради того, чтобы “быть как все”, они не станут. Тем более если для этого необходимо заниматься самообманом, самовнушением, самоцензурой.
Поэтому и убеждения, и знания, и навыки у них, как правило, свои, незаемные. И, между прочим, некоторые авторы в США видят в этом важное отличие их страны от того же Китая, как бы тот ни нервировал сейчас всех своими академическими успехами. По их словам, китайцы “гонят вал” по университетским дипломам и количеству научных публикаций, но при этом грешат конформизмом, вторичностью, а то и прямым плагиатом, дают мало оригинальных прорывных решений, продолжают отставать от США в сфере инноваций.
И еще одно напоследок: как ни странно, американцы – убежденные коллективисты.
Слова этого они по сути не знают и очень удивились бы, что их можно так назвать. Но на деле они при всем своем пресловутом индивидуализме очень высоко ценят взаимное доверие, щедрость, терпимость и терпеливость (кто не верит – присмотритесь при случае к американской очереди). Умение объединяться по интересам, действовать сообща на общее благо. Этому же с младых ногтей учат детей. По сути это те самые “корни травы”, которые, переплетаясь, образуют канву всего американского образа жизни.
I found this fascinating and wonder which school your children attended! I’m an American who worked in public schools in Houston, Texas, for twelve years–primarily with minority students–and what you describe is certainly not my experience. Yes, American schools do discourage rote learning, but, unfortunately, we have discouraged it to the extent that most of our students never acquire the foundational skills and knowledge required for a sound education. Far too many children function two to three years below their expected reading level, are still counting on their fingers when they are past the age of ten, and have little or no knowledge of proper grammar or spelling of the English language. Teachers are pressured into teaching the material on the state test rather than a full curriculum. In order to get high percentages of students passing, the curriculum is dumbed down and teachers are forced to focus on the lowest achievers, while our brightest students are allowed to stagnate or assigned ill-conceived computer programs for “enrichment.” Inappropriate and uncivil behavior is tolerated or often goes unpunished by many principals and teachers, either because they are wary of antagonizing students they depend on to earn bonuses for good test scores, or because they fear angry and uncivil parents. Rather than instilling respect and love for knowledge in and of itself, administrators and teachers bribe children to learn with prizes and trinkets or empty promises that getting an education will ensure the students will get “good” jobs when they are adults. Empty because the students not only lack the knowledge and skills necessary for the college education that might lead to a decent job, but also because our methods have not helped them acquire the work ethic that would allow them to overcome the shortcomings of their early education.
I’m not questioning or casting doubt on your experience, but I would caution you on assuming it is the norm. However, from talking to other teachers across the country (particularly those who teach in inner-city schools), I find many who are dealing with the same problems I did. And, given the rank American schools currently hold internationally, I think there is statistical evidence that suggests my experience, alas, might be more reflective of the average American school than your own.