На этой неделе произошли три знаковых космических события. Сначала с космодрома Байконур был запущен на ракете-носителе «Союз-ФГ» корабль «Союз ТМА-04М», который затем доставил на Международную космическую станцию экипаж новой экспедиции под номером 31 в составе двух граждан России и одного американца.
Затем посольство Республики Иран в РФ распространило заявление о том, что страна в ближайшее время собирается вывести на орбиту Земли три спутника, а затем хочет отправить в космос человека.
И, наконец, второй вьетнамский спутник VINASAT-2, созданный американской корпорацией Lockheed Martin, был успешно выведен на орбиту с французского космодрома Куру во Французской Гвиане французской же ракетой-носителем Ariane 5.
Если кто не помнит, то Куру – это такое место, откуда производятся теперь пуски экспортного варианта российского носителя «Союз СТ-Б».
В настоящий момент космическими сверхдержавами, то есть странами, способными выполнять пилотируемые космические полеты на собственных космических кораблях, запускаемых собственными ракетами-носителями с собственного космодрома, являются СССР (Юрий Гагарин, 12 апреля 1961 года), США (Джон Гленн, 20 февраля 1962 года) и Китай (Ян Ливэй, 15 октября 2003 года).
Хотя надо отметить, что, де-факто,
США не имеют сейчас ни собственного пилотируемого корабля, ни носителя под этот корабль.
Поэтому американское космическое агентство НАСА вынуждено покупать у Роскосмоса «кресла» в кораблях «Союз» для доставки своих астронавтов на МКС, в программе которой оно очень плотно участвует, затрачивая в год суммы более миллиарда долларов.
Этот факт, конечно же, не может не вызывать возмущение как среди американской общественности, (той ее части, которой до космоса вообще дело есть) так и среди конгрессменов, которые переживают за страну.
Впрочем, недовольные есть и в РФ – многим кажется обидным звание «космического извозчика».
Решение этой «проблемы» вроде бы имеется – хотя бы в виде корабля Dragon, «частного», создаваемого американской компанией SpaceX, который должен, вроде бы, рано или поздно, быть модернизирован под пилотируемые пуски.
Первый испытательный запуск капсулы Dragon был осуществлен в декабре 2010 года. Он стартовал, был выведен на орбиту, затем вернулся.
Второй запуск, в ходе которого планировалось совершить в первый раз сближение и стыковку с МКС, был сначала назначен на 7 февраля 2012 года. Затем в январе SpaceX объявила, что «требуется дополнительное время на тесты», и запуск был перенесен. Позже сообщалось, что корабль стартует к МКС не раньше 20 марта, однако старт был отложен до конца апреля, а затем перенесен на 7 мая. Теперь же он запланирован на 19 мая (на момент написания статьи).
Все это проходит по программе НАСА Commercial Orbital Transportation Services (COTS), по которой частные фирмы должны создавать космические аппараты, способные доставлять грузы на околоземную орбиту, в том числе на МКС. По контракту SpaceX должна получить от НАСА 396 миллионов долларов.
Правда называть аппарат Dragon «первым частным космическим кораблем» не совсем верно, так как
У США никогда не было пилотируемых кораблей, созданных госкомпаниями.
Например последний американский пилотируемый корабль в дошаттловскую эпоху, «Аполлон», который летал на Луну, был создан частной компанией North American Rockwell, а ракета-носитель для него, «Сатурн-5» – консорциумом частников в составе Boeing, North American Aviation и Douglas.
Запускали, правда, с государственного космодрома.
После закрытия программы эти компании совершенно спокойно распустили весь участвовавший в проекте персонал, а чертежи, оснастка для станков и «заделы» куда-то подевались. Что теперь, как легко догадаться, не позволяет создать на основе старого новый корабль и ракету под него.
В СССР и наследнице его России все устроено немножко не так. Изначально пилотируемые корабли делала одна организация, которая после множества переименований теперь называется РКК «Энергия» им. Королева. Носители под них делает другая организация, ЦСКБ «Прогресс», в Самаре. Обе они входят в госструктуру Роскосмоса.
Благодаря чему имеется некоторая четкость развития, в том числе и в плане модернизации.
Как известно,
каждый следующий «Союз» хоть чем-то отличается от предыдущего.
Отметим, что Китай идет «своим путем». Хоть это не очень афишируется, но он приобрел в свое время в РФ некоторый набор технологий, который позволил ему создать свой клон пилотируемого «Союза» и на нем весьма успешно летать, правда отставая по «вехам» примерно лет на 40.
Как рассказывал в Центре подготовки космонавтов им.Гагарина (Звездный городок, Star City) корреспонденту Полит.ру «эксперт из космической отрасли», когда китайские космонавты осуществляли выход в открытый космос, на одном из них был «родной» скафандр, производства НПО «НПП Звезда» (производитель всех скафандров для космоса в РФ), а второй был «откитаен».
Впрочем, поскольку Китай в свою пилотируемую программу посторонних не допускает, а в международных пилотируемых проектах, типа МКС, участвовать не хочет, это не очень важно.
Важно то, что
сейчас реальные пилотируемые полеты осуществляются или на «Союзах», или на их «клонах».
Вернемся, все же, к Вьетнаму – в апреле 2008 года он вывел на орбиту первый в своей истории «собственный телекоммуникационный спутник VINASAT-1, став таким образом 6-й страной в азиатском регионе и 93-й в мире из числа представленных в космосе».
Vinasat-1 был изготовлен американской компанией Lockheed Martin Commercial Space Systems, а запущен тем же французским Arian 5 с того же французского Куру.
Ранее, в июле 1980 года вьетнамский космонавт Фам Туан участвовал в полёте на борту советских кораблей «Союз-37» (запущенного с советского Байконура советской ракетой-носителем «Союз-У»), «Союз-38» и орбитальной станции «Салют-6» вместе с советским космонавтом первого («гагаринского») набора Виктором Горбатко по программе «Интеркосмос».
И это, как мы понимаем, Вьетнам в космические сверхдержавы тоже совсем не продвинуло.
Что же хочет теперь сделать Иран, анонсируя полет своего человека в космос?
Понятно, что в российский «Союз» их человека никто не посадит, потому что банально нет мест – они расписаны на годы вперед. Китай чужаков к себе не берет. У Ирана один выход – строить собственный пилотируемый корабль и ракету-носитель под него, соответствующего класса.
Сможет ли он это сделать, вопрос спорный.
Но вспомним, почему так потряс американцев запуск первого советского спутника, даже еще не Гагарина – потому что ракета, которая вывела его в космос, как сразу сообразили сметливые американские умы, является просто межконтинентальной баллистической военной, соответствующей мощности и дальности, к которой вместо ядерного заряда в несколько Херосим был прикручен «Простейший Спутник».
Из-за чего резонно возникал страх от возможности падения ее головной части на головы американского же обывателя.
Так не являются ли заявления Ирана о своих планах по запуску человека в космос не совсем тем, что объявлено?
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.