Storm Clouds over Cuba

<--

Эксперт РИСИ Игорь Пшеничников — о том, как Остров свободы готовится к противостоянию с США по всем фронтам

Над Кубой сгущаются грозовые тучи, идущие со стороны северного соседа. И угроза вооруженной агрессии США рассматривается Гаваной вполне серьезно. Американцы активно взялись за главного союзника Венесуэлы на фоне неудачных попыток свергнуть законного президента Николаса Мадуро. Причем военная опасность сочетается с конкретными действиями по удушению кубинской экономики.

Американцы с 1 мая планируют ввести в действие пока приостановленный закон Хелмса–Бертона от 1996 года, который предусматривает жесткие финансово-экономические санкции в отношении третьих стран в случае их торгово-экономического взаимодействия с Кубой. Закон также легализует требования о компенсации со стороны американских владельцев различной собственности, национализированной на Острове свободы после революции 1959 года. В конечном счете закон Хелмса–Бертона нацелен на подавление потока иностранных инвестиций, в которых Куба весьма нуждается. Под удар подпадает и Никарагуа.

Так, Минфин США уже объявил о том, что ограничения коснутся Центробанка Венесуэлы и банка Никарагуа Corporativo (еще одно название – BANCORP). В чёрный список добавили пять организаций, связанных с разведывательной службой Кубы. Под ограничения попала авиакомпания Aerogaviota, принадлежащая кубинским военным.

К слову, активизация закона Хелмса–Бертона больно ударит не только по острову. В связи с этим Еврокомиссия пригрозила США возможной жалобой во Всемирную торговую организацию (ВТО), если они подтвердят свое намерение возобновить санкции против европейских компаний, инвестирующих в кубинскую экономику. В письме на имя госсекретаря Брюссель предупреждает Вашингтон, что ЕС инициирует все возможные ответные меры, включая конфискацию американских компаний в Европе, чтобы компенсировать ущерб, причиненный своим компаниям на Кубе.

Односторонняя мера США угрожает интересам прежде всего испанских компаний, в частности, гостиничного сектора, которые могут столкнуться с требованиями о компенсации американским гражданам за инвестирование в их недвижимость, конфискованную после кубинской революции.

А Остров свободы тем временем готовится к «всенародной войне» и принимает срочные меры для выживания в условиях грядущей, как ожидается, абсолютной блокады со стороны Вашингтона. Это следует из обширного заявления первого секретаря ЦК Компартии Кубы Рауля Кастро, с которым он на днях выступил на чрезвычайной сессии парламента республики.

Такой тревожной риторики от кубинского руководства не было слышно, пожалуй, со времен вторжения американских наемников на Плайя-Хирон в апреле 1961 года. Не припоминается и столь жесткой оценки опасности для Кубы. Рауль Кастро подчеркнул, что «нынешнее правительство Соединенных Штатов и его гегемонистские амбиции в отношении региона представляют собой самую серьезную за последние пять десятилетий угрозу миру, безопасности и благополучию Латинской Америки и Карибского бассейна».

Международное положение Кубы ее руководство рассматривает прежде всего через призму открытого стремления США свергнуть законного президента Венесуэлы Николаса Мадуро. А поддержка Гаваной Каракаса обусловлена тем, что Венесуэла, как и Куба, открыто противостоит гегемонистской политике США. К тому же Боливарианская Республика выступает главным торговым партнером Острова свободы, поставляя ей, по некоторым данным, до половины всей нефти, которую страна потребляет. И если в результате действий США Венесуэла перестанет поставлять Кубе нефть, то, по оценкам испанской газеты El país, ВВП острова упадет на 10%.

Как сообщил Рауль Кастро, страна информировала американскую администрацию о том, что Куба не боится угроз и ее стремление к миру и взаимопониманию сопровождается непоколебимой решимостью отстаивать суверенное право граждан решать свое будущее без иностранного вмешательства.

По словам первого секретаря ЦК Компартии, «в течение последних месяцев принят целый комплекс мер в интересах укрепления боевого потенциала и готовности Революционных вооруженных сил и всей оборонительной системы страны в рамках стратегической концепции «всенародной войны».

По понятным причинам кубинский лидер не уточнил, какие именно меры оборонного характера приняты. Однако известно, что эта концепция, разработанная еще в годы правления Фиделя Кастро, предполагает вовлечение всего населения, абсолютно всех сил, средств и ресурсов для отражения внешней агрессии. Кроме того, известно и то, что кубинская армия, получившая неоценимый опыт боевых действий в Анголе и в других африканских странах в 1970-е и 1980-е годы, является самой боеспособной силой в Латинской Америке.

Также принимаются меры экономического характера. Кубинский лидер отметил, что сегодня речь не идет о возвращении к так называемому «особому периоду» 1990-х годов, когда экономика страны испытывала жесточайший кризис в результате развала социалистического лагеря. Однако он предупредил кубинцев, что экономическая ситуация «может осложниться в ближайшие месяцы». А пока дано указание удвоить усилия по наращиванию отечественного производства, в частности, производства продовольствия, пересмотреть все статьи расходов, повысить эффективность использования энергоносителей, особенно топлива, ввести режим экономии в качестве строгой линии поведения.

Перспективу выхода из сложившейся для Кубы сложнейшей ситуации лучше всего описать финальными словами из доклада Рауля Кастро. За 60 лет борьбы с нападками и угрозами кубинцы продемонстрировали твердую готовность противостоять самым трудным обстоятельствам и преодолеть их. «Куба уже доказала, что могла, может и всегда сможет сопротивляться, бороться и добиваться победы. Другого выхода нет».

About this publication