Первый понедельник октября в очередной раз продемонстрировал, насколько зависимы от современных технологий не только компании, но и простые люди. Шестичасовой простой в работе Facebook, Instagram и WhatsApp (с примкнувшим к нему Facebook Messenger) вызвал лавину публикаций и теорий заговора. Реальность оказалось прозаичной: безымянный инженер что-то напутал в скрипте обновления маршрутизации, что вызвало цифровое цунами, прошедшееся по всему миру. При этом никто почему-то не вспомнил, что не так давно Facebook не работал 14 часов подряд, в два раза дольше. И никто из-за этого не умер. Тем не менее вся эта история лишний раз дает нам повод поговорить о том, как решить проблему зависимости от зарубежных сервисов и технологий.
Каждый раз, когда происходит некая авария у IT-гиганта, обыватели начинают считать деньги. Например, была растиражирована весть о том, что состояние Марка Цукерберга вследствие падения биржевых котировок акций Facebook, уменьшилось на $6 млрд. Но отчего-то никто не пишет, что котировки (а значит, и состояние Марка Цукерберга) уже отыграли половину падения и сегодня-завтра вернутся на прежние значения. Равно как никого не заинтересовало, а кто же получил баснословную прибыль на игре на понижение, которое продолжалось каких-то несколько часов.
Между тем достаточно было знать, в какое время будет установлено то злополучное обновление маршрутизации, чтобы обеспечить мягкую продажу бумаг на пике и, спустя пару часов, когда падение сменилось ростом, выкупить их обратно по бросовой цене.
Еще интереснее звучат оценки аналитиков, экспертов и примкнувших к ним менеджеров по развитию, которые на голубом, как логотип Facebook, глазу говорят о каких-то гигантских суммах потерь российского бизнеса от простоя сервисов американской корпорации. Не хватает только какого-нибудь опроса, чтобы окончательно выяснить, как сильно ударил Цукерберг по карману наших компаний.
В реальности недополученная прибыль действительно есть, но касается это разве что рекламных агентств, зарабатывающих с рекламного оборота, и Виктории Бони, у которой не вышла очередная сторис с рекламой. Имеют ли отношение эти пострадавшие к реальному бизнесу? Вопрос риторический.
Наибольший удар пришелся на аудиторию мессенджера WhatsApp, которым продолжает пользоваться подавляющее большинство интернет-пользователей в России. Устаревший как технологически, так и морально, WhatsApp оставался популярным только по одной причине — инертность пользователей. Точно таким же в прошлом был ICQ, пока его не вытеснил Viber. Вряд ли нынешний сбой станет тем триггером, который столкнет WhatsApp в пучину забвения, но регистрация 50 млн новых пользователей Telegram говорит о многом.
Что же делать бизнесу, который использует в своей коммуникации WhatsApp, Facebook Messenger и другие зарубежные платформы и сервисы? Очевидно, переходить на отечественные платформы, благо их сегодня уже достаточное количество, как платных, так и бесплатных. К сожалению, как и весной 2020 года, никто из отечественных разработчиков не был готов к тому, что внезапно появится шанс направить паникующую аудиторию в нужное русло. На то, чтобы запустить более-менее сопоставимый по качеству, стабильности и технологичности отечественные аналог Zoom у российских IT-компаний ушло полгода. И если бы у них был готовый продукт, которым — это ключевое — они пользовались сами, то они бы не упустили шанс привлечь новых пользователей. Но если «Яндекс» не пользуется «Яндекс.Мессенджером», а Mail.ru Group — «ТамТамом», то, как говорит известно кто, пора сушить весла.
Что же делать тем компаниям, кто реально хочет обезопасить себя от подобных простоев в результате чужого головотяпства? Либо использовать собственные разработки, либо подобрать подходящую платформу отечественных разработчиков. Единственное условие — коммерческая составляющая. Если вы не платите за сервис, то и ответственность перед вами никто не несет. Как не несет ее ни Марк Цукерберг, ни Павел Дуров, ни другие светочи цифрового мира.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.