Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг заявил перед саммитом в Варшаве, что НАТО не вожделеет холодной войны с Россией, но на деле все обстоит с точностью до наоборот. Тем более что холодная война, начиная с фултонской речи Уинстона Черчилля, никогда полностью не прекращалась, просто были разные фазы, когда можно было подумать, что мир действительно стал мудрее. Но теперь главам натовских государств, собравшимся в польской столице, ничего не остается, как официально зафиксировать очередной пик военно-политического противостояния, к возникновению которого они приложили немало усилий. Что же это как не холодная война в активной фазе?
Вряд ли такое откровение прозвучит на открытом заседании. Но за плотно прикрытыми дверями, когда стесняться некого, все, конечно же, будет названо своим именем. Хотя к чему слова, если и так известно: натовские батальоны уже у наших границ, позиционные районы американской ПРО – в Польше и Румынии (осталось только загрузить в пусковые контейнеры вместо противоракет крылатые ракеты), а риторика будто списана с эпохи маккартизма.
Что еще предпримут наши западные партнеры, рано или поздно тоже выяснится. Впрочем, и очевидного достаточно, чтобы наконец-то отбросить иллюзии: сегодня Россия и страны, собравшиеся под флагом НАТО, находятся в состоянии войны, к счастью, пока что холодной. И перспектива напрямую зависит от конкретного военно-политического решения, которое будет принято на саммите альянса в Варшаве: как скоро дело дойдет до вооруженного противостояния? Судя по всему, ничего хорошего ожидать нам не приходится. Что и подтвердил в интервью Washington Post замгенсекретаря альянса Александр Вершбоу: «Все больше складывается ощущение, что мы вступаем в долгосрочное стратегическое соперничество с Россией». При этом надо понимать, что ощущение на таком представительском уровне – это практически констатация факта.
ЗА ЧТО НАС ТАК НЕ ЛЮБЯТ?
Пока существовал СССР, все было понятно: противостояние двух систем. Но дело в том, что не только нынешнюю, но и царскую Россию Запад никогда не жаловал, хотя именно русское оружие неоднократно спасало Европу – сначала от Наполеона, потом в сражениях Первой мировой и наконец в 1945 году. Это сегодня осмелевшая под крылом у США Польша почем зря швыряет в нас грязью, а что было бы с поляками, если бы победил Гитлер? Или что было бы с гордой Францией, которую немцы во время оккупации рассматривали в качестве то ли винной лавки, то ли большого борделя? Не факт, что и англичане смогли бы отсидеться у себя на острове, если бы Москва не устояла.
А что такого неприятного мы сделали, например, Америке, которая на сегодняшний день возглавляет мировую русофобию? Это раньше коммунизм, как считалось, бодро шагал по планете. Но сегодня от красной угрозы, которая подтолкнула Гарри Трумэна к демонстративному ядерному бомбометанию по Японии, остался один Геннадий Зюганов – лидер вполне домашней партии, даже близко не имеющей допуска к атомной кнопке.
Более того, в отличие от американцев, русские никогда и ни в каком виде не претендовали на мировую исключительность и уже давно никого не заставляют жить по законам марксизма-ленинизма. Но и американский образ жизни примерять на себя больше не хотят, так, может, в этом и есть причина русофобии? Попробовали в 90-е – как-то не прижился… Даже к американскому империализму (в смысле, к строительству звездно-полосатой империи) в Москве старались относиться спокойно, правда, ровно до того момента, как американцы со своими военными базами буквально не уселись нам на голову.
…Должна же оставаться хоть какая-то геополитическая санитарная зона хотя бы из чувства самосохранения, потому что Россия все-таки мощная ядерная держава. Но, похоже, в головах у американского руководства существует нечто посильнее здравого смысла. И когда оно активируется, на свет появляется что-то наподобие письма группы сотрудников Госдепа Бараку Обаме с предложением «ударить по русским в Сирии».
Считается, что за этим посланием стоит кандидат в президенты Хиллари Клинтон, которая в силу гендерной принадлежности имеет весьма легковесное представление о войне вообще и о ядерной войне с Россией в частности, вся вина которой перед мадам Клинтон и американским истеблишментом состоит, по всей видимости, в том, что Россия не хочет превращаться в политическую колонию США. Даже Европа, в прошлом колыбель цивилизации, примирилась с подчиненной ролью в тандеме с американцами, а Россия (страна рабов, страна господ), только представьте, кочевряжится. Русский дух, видите ли…
В общем, Америке русская позиция категорически не нравится. «Основой любой стратегии в Европе, – заявил Foreign Affairs экс-главнокомандующий силами НАТО в Европе Филип Бридлав, – должно стать осознание того, что Россия представляет собой непреходящую экзистенциальную угрозу для Соединенных Штатов, их союзников и международного порядка». И привел, на его взгляд, убийственный довод: «Россия намерена вновь стать мировой державой – свои амбиции она продемонстрировала, в частности, имитацией атаки военных самолетов на эсминец США в Балтийском море и возобновлением полетов стратегических бомбардировщиков вдоль береговой линии США». Но тут возникает закономерный вопрос, и даже не один: почему американцам можно заходить в наши внутренние моря, а нам нельзя? почему им можно летать у наших границ, а нам у их нельзя? почему США можно быть мировой державой, а России нельзя? и почему это параметры мирового порядка определяет одна страна?
Поскольку по первой специальности Филип Бридлав строитель, он мог и не знать, что экзистенциализм – это нечто, лежащее за пределами разума. И в истории Европы уже был один деятель в погонах, правда, ефрейторских, параноидальные фобии которого обошлись Старому Свету очень дорого. При этом он тоже слыл откровенным русофобом, как и нынешнее заокеанское руководство НАТО. Что поделать, к сожалению, Бридлав там у себя не одинок…
Отсюда следует очень простой вывод: если все запущено настолько, что без психоанализа не разобраться, никакие слова уже не помогут. Нужны какие-то другие аргументы, чтобы от России отстали и позволили нам жить по своему укладу.
ОТВЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В Москве, конечно же, отдают отчет, что саммит НАТО в Варшаве можно считать историческим не только потому, что это последний североатлантический большой сбор с участием Барака Обамы в качестве президента США. Все намного серьезнее.
Вроде бы какое нам дело до того, что Обама по факту «хромая утка» и уже ничего не решает?.. Но, с другой стороны, отношение с Западом насколько накалено, что срочная перезагрузка требуется немедленно, а разговаривать не с кем. Ни Ангела Меркель, ни Франсуа Олланд, ни тем более Дэвид Кэмерон, устроивший на свою голову брекзит, ничего не решают. Все руководство трещащего по швам Евросоюза тоже пребывает в прострации, ничего не определяет и генсек НАТО Йенс Столтенберг: по большому счету это говорящая голова, очень активная, но абсолютно не самостоятельная. А силы и боевые средства по обе стороны рубежа противостояния тем временем продолжают накапливаться, стремительно приближаясь к критической массе. Но регулировать этот потенциально взрывоопасный процесс некому. Даже трудно представить, кто бы мог сегодня от имени Запада сесть за стол переговоров с Владимиром Путиным.
В ситуации, когда ситуация развивается по инерции, запущенной из Вашингтона, а у европейских партнеров органы чувств и где-то даже мозг по техническим причинам временно отключены, Москве ничего не остается, как применять на международном уровне «азбуку глухих», то есть обозначать свое отношение к происходящему недвусмысленными действиями.
Например, на последней коллегии Министерства обороны, где обсуждался план развития Западного военного округа (ЗВО) в контексте обстановки на границах с НАТО, было четко сказано: все, что сегодня происходит у наших западных рубежей, Москва считает дестабилизирующим фактором, на который невозможно не реагировать соответствующим образом, и уже принимает ответные меры стратегического сдерживания. Как заявил глава российского военного ведомства Сергей Шойгу, в этом году ЗВО получит свыше 10 тыс. контрактников и более 2 тыс. единиц новой модернизированной боевой техники. А буквально на днях промышленность передала в войска еще один комплект ракетного комплекса «Искандер-М», оснащенного крылатыми и баллистическими ракетами.
Напомним, что дальность действия таких ракет – 500 км, причем существующими средствами ПВО они, как говорится, не ловятся. При этом не исключено (будет видно по результатам саммита альянса в Варшаве), что «Искандеры» могут появиться и в Калининградской области, откуда до европейских столиц рукой подать. И если учесть, что у нас на западном направлении уже созданы одна танковая и две общевойсковые армии в разной степени готовности, руководству Европы есть над чем задуматься. Может, теперь и без «интеллектуальной поддержки» из США в ЕС поймут: голыми руками Россию не взять, а ответ в любом случае будет испепеляющим.
Тем же европейским странам, которые еще колеблются – присоединиться им к НАТО или остаться традиционно нейтральными и не портить отношения с Россией, во время недавнего рабочего визита в Финляндию Владимир Путин адресовал специальный месседж. Финскому президенту Саули Ниинисте как на духу было сказано: сегодня российские войска отведены с российско-финской границы на расстояние 1500 км, но если Суоми все-таки присоединится к НАТО, это расстояние будет сокращено. Как говорится, ничего личного: поступаем исключительно по соображению национальной безопасности. «Военная инфраструктура НАТО продвигается к нашим границам, – уточнил российский президент. – Это очевидная угроза, которую никто не хочет замечать. Диалог с нами по этой проблеме никто не хочет вести».
Надо признать, что конструктивного диалога скорее всего и не получится, пока Европа политически несамостоятельна и управляется через НАТО из Вашингтона. Поэтому никто и не надеялся, что варшавский саммит альянса, решение которого было предсказуемо, сможет хоть как-то разрядить обстановку или предложить что-нибудь, кроме холодной войны.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.