«Верю!» – воскликнула планета после просмотра спектакля «S&P снизило рейтинг Америке». И плевать, что сюжет бредовый: рейтинг снизили США, а ударило это по всем остальным. Верим. Но что будет дальше?
Америка пускает кровь. Не себе, конечно. А нам. Доверчивым зрителям. Уже не в первый раз. А мы и рады. Потому что голливудские технологии, давно уже пришедшие в американскую внешнюю политику, теперь вот добрались и до экономики. Глобальной. Чтобы убедиться в этом, достаточно немного повспоминать.
Было это несколько лет назад. Сижу я на редколлегии и радостно рассказываю коллегам главную новость дня. Америке могут объявить дефолт. Ура! Наконец-то! Не мы одни такие лохи, не смогли расплатиться по долгам в 1998-м. Они вон тоже. В смысле, доигрались. У нас-то все прёт (была середина нулевых), а у них-то все плохо. Как же это было приятно гражданам с рецидивами пионерского прошлого в сознании. И ведь поверили. Сам президент США объявил об угрозе дефолта. В общем, написали мы тогда, нагнали страху сгоряча, текст вышел – загляденье. Главный материал номера, все прочее. И неважно, что дефолта никакого не было. Читатели не могли оторваться. А конкуренты многие проспали. Было приятно.
Когда на следующий год ситуация в точности повторилась, меня накрыли подозрения. Поговорил с умными за океаном. Понял, что это внутриполитический спектакль. Типа выборов президента США. Типа конфликта между республиканцами и демократами. Или американской демократии вообще. Это когда все машут руками и бьются в экстазе, а потом даже и не предполагают, что предвыборные обещания надо выполнять. В администрации демократы и республиканцы счастливо работают рядом, а на публике они непримиримые враги (с этой точки зрения у нас идеальный демократический деятель – Жириновский). В общем, написали мы про дефолт США, но уже спокойно. А на следующий год – совсем коротко. Я же не театральный критик, чего там писать. А потом и с издевкой… Примерно как про очередное обещание Обамы отменить поправку Джексона-Веника. Или принять нас в ВТО.
Тем забавнее было наблюдать, как спектакль разворачивался в этом году. Почти все приняли его за чистую монету. Поверили. И все потому, что продюсеры в этом году поставили совершенно иную цель. Не имитация политической активности внутри США, как раньше, а запугивание всего мира. С простой и понятной целью: сбросить пар. Сбросить везде, чтобы согреть Америку. Сделать этакое кровопускание, обрушить начавшие раздуваться финансовые рынки. Мини-кризис 2008 года, идущий по предсказуемому сценарию.
Вообще-то, цель благая. Дело в том, что спекулянты, устроившие коллапс 2008-го, сейчас радостно надули новые пузыри. Вся болтовня о том, что мировая экономика должна работать по-новому, что спекулянтов надо прижучить, осталась болтовней. Бессмысленные саммиты «двадцатки» ни к чему не привели. Все осталось так, как раньше. А значит, осталась угроза мегакризиса. Все это понимают, но сделать ничего не могут. И только американцы додумались перенести свои выборные технологии, в которых хвост виляет собакой, в глобальную экономику. И перенесли. Устроили имитацию своего дефолта.
Все, конечно, перепугались. В первую очередь – журналисты. Но аналитики – не очень сильно. У них память лучше. Рынки просели для приличия, но недостаточно. В пределах обычных спекуляций. Для кровопускания надо было больше. Чтобы инвесторы отозвали свои деньги с развивающихся рынков и снова отдали их Америке. Чтобы все грохнулись, а США – не очень. Не дожидаясь реальной рецессии. Доллар упадет? Прекрасно. Американские товары будут лучше покупать за границей. Облигации грохнутся? Ничего, меньше надо будет отдавать. Но в итоге с дефолтом не вышло, хотя режиссеры талантливо раскручивали истерику на протяжении многих дней по всем законам жанра. Впрочем, рынки они изрядно расшатали. И тогда решено было сделать контрольный выстрел – снижение рейтинга США. И вот оно!
Ну что такое этот рейтинг? Ничего. Всего одно агентство. Всего один пункт. Облигации США как были главной бумагой на планете, так и остались. На них (это важно!) снижение рейтинга повлияло гораздо меньше, чем, скажем, на акции российских компаний. Все триллионы, потерянные грохнувшимися мировыми финансовыми рынками, в итоге сработали на пользу США. Потому что в таких ситуациях инвесторы бегут в американские бумаги (браво, печатный станок) и в золото (его у Америки 8 тысяч тонн, в несколько раз больше, чем у любой из богатейших стран). Вот и вся картина.
Хотя нет. Есть еще Standard & Poor’s. Как можно заподозрить это агентство в том, что оно снизило рейтинг «на заказ»? После того как оно «проспало» предыдущий кризис, до последней минуты выгораживая крупнейшие американские корпорации? Они уже де-факто были банкротами, но рейтинги им не снижали. А Америке, которая сейчас де-факто самый надежный заемщик в мире, снизили. У Франции с ее куда более уязвимой экономикой и отсутствием печатного станка сейчас ААА. У Америки – АА+. Кому мало, зайдите на сайт собственника S&P – американской корпорации McGraw-Hill. Там прямо на главной странице, в верхнем левом углу крупными буквами написано, что S&P – отдельная и совершенно независимая структура. Чтобы вы чего не подумали. А то вдруг кто-нибудь заподозрит американскую медийную группу, выпустившую недавно книжку «Говори как Обама», в аффилированности с американскими властями? Поройтесь на сайте. Мне, например, попался пресс-релиз, который начинается так: «Вместе с администрацией Обамы, политика которой направлена на повышение качества научного, технологического, инженерного и математического образования в школах США, с целью повышения глобальной конкурентоспособности Америки, мобилизован президентский консультативный совет с участием McGrow-Hill…»
В общем, картина ясна. Мировой экономике сделали сознательное кровопускание. Которое в целом может пойти ей на пользу. Возможно, даже предотвратит более серьезный кризис. Но в первую очередь оно пойдет на пользу экономике США. Остается только вопрос: как это все сработает? Не станет ли процесс неуправляемым? Боюсь, что не только я, но и авторы сценария не знают точного ответа на этот вопрос. Ведь в наихудшем случае нас ждет коллапс покруче, чем в 2008-м. Потому что подкожного жира у экономик, в том числе и у нашей, осталось гораздо меньше. А значит, грохнется рубль, дыра в бюджете станет угрожающей, и все это накануне выборов. Политическая нестабильность в Европе, кстати, тоже очень выгодна американской экономике. Собственно, она и выросла на европейских войнах. Кто знает, что в том сценарии?
Добавлю, что никакого всемирного заговора нет. Есть глобальная конкуренция. Та самая, о которой говорится в пресс-релизе. Все страны во все времена тянули одеяло на себя. Это нормально. Американские финансисты круче наших, тут и к гадалке не ходи. Вот они и выигрывают. Нам же остается быть зрителями, оплачивающими весь этот спектакль. Ведь и наши резервы в американских бумагах. У Минфина – в облигациях, у граждан – в долларах. Так что, может, все еще и хорошо будет.
Leave a Reply
You must be logged in to post a comment.